Ушедший 2006 год был весьма удачным для сотовых операторов. Несмотря на высокий уровень проникновения сотовой связи и снижение темпов привлечения новых абонентов, доходы операторов продолжали расти. Ключевым событием уходящего года, повлиявшим на рынок сотовой связи, стало вступление в июле в силу изменений в Федеральный закон «О связи», согласно которым отменена плата за входящие звонки на мобильные телефоны.
Бесплатные входящие стали оплачиваться абонентами фиксированной связи. После введения CPP (Calling Party Pays) при абонентской плате 200 рублей средний счет за стационарный телефон составил 236 рублей.
Большинство россиян понесли убытки от введения CPP
Введение принципа оплаты телефонных разговоров по системе «платит звонящий» позволило мобильным операторам повысить тарифы для абонентов.
Межоператорские тарифы стали даже предметом интереса со стороны ФАС, отмечает «Взгляд». В августе против «большой тройки» было возбуждено дело на основании жалобы мелких региональных операторов, объединенных в Ассоциацию-800. Претензии операторов заключались в том, что МТС, «Вымпелком» и «Мегафон» установили для обмена трафиком между собой тариф 0,95 рубля за минуту исходящего вызова, а для других операторов тариф составил 1,1 рубля. Позднее МТС и «Вымпелком» привели межоператорские тарифы к одному уровню – 0,95 рубля, а «Мегафону» было выдано предписание о снижении тарифов.
Леонид Меламед — новый успешный президент МТС
2006 год был во многом ключевым для «Мобильных Телесистем». Общественности был представлен новый, сквозной бренд «Системы-телеком» в виде яйца. Вызвав поначалу легкий шок у значительной части абонентов, новый символ компании стал затем привычным. Ребрендинг МТС – часть реформ, осуществляемых в текущем году командой нового президента МТС Леонида Меламеда. В апреле основному владельцу компании АФК «Система» Евгению Евтушенкову, которому принадлежит 50,4% акций МТС, пришлось сменить президента МТС Василия Сидорова. Новый менеджмент в течение года предпринимал шаги по восстановлению темпов роста финансовых показателей. Уже по итогам третьего квартала Леонид Меламед сообщил, что результаты стали рекордными по выручке в абсолютном выражении за всю историю МТС.
Вот он — новый логотип МТС. Когда-то эти яйца нас шокировали...
Пока МТС восстанавливала утраченные позиции, «Вымпелком» продолжал активную экспансию в страны СНГ. В Грузии в июле 2006 года «Вымпелком» приобрел нового оператора «Мобител» и занялся строительством новой мобильной сети связи. В Армении компания приобрела крупного оператора «Арментел», подала заявку на конкурс на получение GSM-лицензии в Молдавии.
Также операторы, стремясь удовлетворить свои возросшие амбиции, пытались закрепиться на международном рынке сотовой связи. Так, «Система» делала предложение об обмене активами Deutsche Telecom, а «Альфа-Групп» в свою очередь – Vodafone.
Высокие показатели прибыльности операторов были ожидаемы, однако результаты превзошли все ожидания. Гендиректор «Вымпелкома» Александр Изосимов по результатам третьего квартала также назвал полученные цифры рекордными для компании. Очевидно, что компании эффективно использовали введение принципа «входящий платит», который послужил предлогом для поднятия цен и принес отличные результаты.
Билайн бережно относится к своим доходам и успешно их наращивает
Компании в условиях насыщения рынка стали больше внимания уделять оптимизации расходов. Благодаря сильному менеджменту операторы смогли извлечь максимальную пользу из сложившейся ситуации на рынке сотовой связи.
Несмотря на бурное развитие сегмента услуг широкополосного доступа, доля фиксированной связи в телекоммуникационной отрасли заметно сокращается и составляет на сегодня менее 44%. Рост на рынке сотовой связи происходит за счет увеличения объема разговоров, а также увеличения объемов предоставления дополнительных услуг и интернет-контента. Прогнозируемый аналитиками объем сотового рынка в 2006 году превысит 28 млрд. долларов, а темпы роста превысят 20–22%.
Число пользователей сотовой связи в России по состоянию на ноябрь выросло до 149,2 млн. человек, а проникновение достигло 103% (по версии AC & M Consulting). В Москве число абонентов составило 26,156 млн. человек, в Санкт-Петербурге – 8,695 млн. человек.
Уровень проникновения сотовой связи в Москве по состоянию на ноябрь – 154%, в Санкт-Петербурге – 137%. Необходимо отметить, что насыщение рынка позволило «Вымпелкому» уменьшить количество малоговорящих абонентов и улучшить качество абонентской базы.
Вполне вероятно, именно такими 3G-трубками мы все с вами скоро начнем пользоваться
Конец года был ознаменован давно ожидаемым в отрасли событием, которое, безусловно, повлияет на развитие рынка сотовой связи в 2007 году. 25 декабря Россвязь дала официальный старт конкурсу на получение частот для сетей связи третьего поколения. Главными претендентами на получение лицензий называют операторов «большой тройки». Если взнос за лицензию, установленный в размере 100 тыс. долларов, смогут заплатить многие, то инвестиции в создание сетей 3G под силу только ведущим компаниям.
Автор: Ольга Шагалова