После вступления в силу принципа CPP («платит звонящий») практически все операторы сотовой связи повысили цены на услуги связи. «Российская газета» попыталась разобраться – «почему?», «есть ли у них на это право?» и «на чем все это кончится?».
В очередной раз напомним: 1 июля вступила в силу поправка к закону о связи, согласно которой телефонный разговор оплачивается только тем абонентом, который звонит. Таким образом, звонок со стационарного телефона на сотовый теперь оплачивает не владелец сотового, а владелец стационарного телефона. Мобильные операторы с самого начала утверждали, что из-за данного нововведения они потеряют прибыль и будут вынуждены возмещать убытки за счет повышения цен на исходящие звонки.
Действительно, раньше плата за любой разговор с владельцем стационарного телефона — неважно, кто был инициатором звонка, — стоила владельцу сотового денег (даже если был тариф с беплатными входящими – за подключение к нему пришлось немало заплатить). Теперь сотовые компании фактически потеряли эту статью дохода. Деньги за звонок фиксированного абонента мобильному отныне получает фиксированный оператор (городская телефонная сеть), который платит сотовой компании за звонок меньше, чем раньше платили абоненты.
Однако сотовые операторы не сдаются. Часть из них повысила цены исходящих звонков прямо и бесхитростно. Причем очень существенно: почти в полтора раза. Часть компаний попыталась «подсластить пилюлю»: эти операторы начали определять величину «у.е», в которых устанавливаются тарифы, не по курсу ЦБ, а по так называемому «внутреннему курсу», который примерно на два рубля превышает курс доллара.
При этом ни одна из компаний комментировать происходящее не захотела. А в пресс-службе минсвязи корреспонденту «Российской газеты» сообщили, что ведомство не может комментировать действия участников рынка. Впрочем, недавно министр информационных технологий и связи Леонид Рейман заявил, что повышение цен на исходящие звонки с мобильных телефонов «не вполне обосновано экономически». По мнению министра, благодаря новому порядку взаиморасчетов между операторами сотовые компании возмещают свои потери за счет средств от взаимодействия с операторами фиксированной связи, и у них нет необходимости взыскивать дополнительные деньги с абонентов.
Тем не менее, комментируя происходящее, некоторые эксперты высказались в том смысле, что власть в состоянии найти рычаги воздействия на чрезмерно корыстных операторов. Впрочем, прозвучало и прямо противоположное мнение: рост цен может сдержать только конкуренция.
А что же по этому поводу думают в Федеральной антимонопольной службе? Заместитель начальника профильного управления ФАС Дмитрий Рутенберг считает, что надежды на административные рычаги воздействия в данной ситуации необоснованны: тарифы на сотовую связь, в отличие от тарифов фиксированных операторов, не подлежат государственному регулированию. Таким образом, фирмы имеют право запрашивать за свои услуги какие угодно деньги. А вот конкуренция, считает Рутенберг, действительно не даст ценам взлететь слишком высоко.
Рынок мобильной связи в России развивается стремительно, и конкуренция в данной области очень высока. А потому вслед за первоначальным взлетом тарифов вероятнее всего последует их стагнация, а, возможно, и некоторое снижение.