Группа компаний «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн») объявляет о результатах эксперимента «Влияние мобильного телефона на вождение автомобиля», проведенного совместно с научно-производственным объединением «Нейроком». Целью эксперимента являлось изучение влияния разговора по мобильному телефону на концентрацию внимания водителя.
Исследование стало продолжением программы «Билайн» по формированию культуры мобильного общения, которая стартовала с подписания «Хартии мобильного этикета» летом 2006 года. Третий пункт «Хартии», выработанной представителями общественности, призывает пользователей сотовой связи воздерживаться от разговоров во время управления транспортом для обеспечения безопасности и комфорта остальных участников движения.
«Билайн» призывает своих абонентов ограничить разговоры по мобильному телефону во время управления автомобилем, используя альтернативные варианты быть на связи — например, услуги «Голосовая почта», «Будь в курсе», «Переадресация вызовов», «Говорящее письмо» и т.д.
«Мы сознательно акцентируем внимание водителей на вопросах безопасности, потому что без этого невозможно говорить о культуре мобильного общения в целом», — комментирует позицию «ВымпелКома» директор Центрального региона Михаил Яковлев. — Абоненты «Билайн» имеют в своем распоряжении услуги, которые позволяют им оставаться на связи со своими родными и близкими в ситуациях, когда разговор по мобильному телефону неуместен и касается вопросов безопасности окружающих».
«Партнерство с «Билайн» по вопросу изучения влияния сотового телефона на водителя и, соответственно, дорожную обстановку, для нас, как исследователей, вдвойне интересно, — в свою очередь говорит директор НПО «Нейроком» Вячеслав Шахнарович. — Во-первых, необычен сам факт обращения сотового оператора к этой тематике — ведь задача «Билайн» — предлагать абонентам пользоваться связью, а не наоборот. Во-вторых, исследование по-свому уникально — в России еще никто не изучал влияние разговора по мобильному телефону на внимание водителя».
В эксперименте приняли участие 10 журналистов автомобильных и специализированных СМИ.
Некоторые результаты исследования:
- У 9 водителей из 10 ослабляется контроль за дорожной обстановкой при одновременном ведении машины и разговоре по мобильному телефону, в связи со снижением функции внешнего внимания.
- В среднем ухудшение внимания водителя, увлеченно разговаривающего по мобильному телефону, снижается примерно через 50 секунд после начала разговора по телефону.
- По окончании разговора концентрация внимания на управлении автомобилем восстанавливается не сразу, а через определенное время. В среднем через 1-2 секунды.
- Наиболее эффективны с точки зрения отвлечения внимания от управления автомобилем вопросы, которые требуют эмоционального вовлечения в разговор, обращения к функциям памяти или логическим функциям мышления.
- Гарнитура hands-free не снижает риск переключения внимания водителя с управления автомобилем на разговор по мобильному телефону.
- Мужчины и женщины одинаково подвержены изменению функции внешнего внимания при управлении автомобилем и одновременном разговоре по мобильному телефону.
- Практически все водители, за небольшим исключением, подвержены эффекту переключения внимания с управления автомобилем на разговор по мобильному телефону. Это объясняется личностными психо-физиологическими качествами и опытом управления автомобилем.