Motorola завершила первый квартал с убытками в размере 181 млн долл. против чистой прибыли 686 млн долл. годом ранее. Компания планирует постепенно уйти из сегмента бюджетных телефонов и отказаться от модельного ряда RAZR. Аналитики считают, что этих мер будет достаточно, чтобы Motorola вернула утраченные позиции. По мнению экспертов, компания должна сделать ставку на инновационные дорогие модели.
Выручка компании в первом квартале снизилась по сравнению с прошлогодним результатом на 2%, до 9,4 млрд долл. В убытках Motorola виновато подразделение сотовых телефонов: объем поставок этих терминалов снизился на 15%, до 5,4 млрд долл. В штучном выражении данный показатель составил 45,4 млн терминалов.
По собственной оценке, доля рынка Motorola в мире составила 17,5%. По данным Gartner, по итогам 2006 года компания занимала 21,1% рынка. Снижение своих доходов в секторе сотовых телефонов Motorola объясняет падением цен на сотовые телефоны, особенно на развивающихся рынках и в Европе. Сетевое подразделение компании, напротив, продемонстрировало рост доходов на 20%, до 3 млрд долл. Следующий квартал компания намерена закончить с чистой прибылью. Для этого Motorola планирует разработать новые решения, в частности развить свою линейку телефонов на базе операционной системы Linux.
По информации ведущего аналитика Mobile Research Group (MRG) Эльдара Муртазина, Motorola планирует полностью отказаться от своего модельного ряда RAZR. Аналитик считает, что эта мера пойдет ей на пользу: «На рынке уже масса клонов RAZR, Motorola также произвела эти модели в большом количестве. Компания будет еще продавать их некоторое время, но производить их дальше уже не имеет смысла». По мнению г-на Муртазина, кризис в компании вряд ли затянется надолго: «Motorola выйдет из убытков в ближайшее время. В течение года, в период перестройки бизнеса, компания пока будет терять долю рынка. Однако уже в следующем году Motorola начнет наращивать свое присутствие на рынке и сможет восстановить упущенное».
«Позиции Motorola в сегменте бюджетных телефонов традиционно сильны. Однако на развитых рынках спрос на такие телефоны невелик. Компании необходимо развивать модельный ряд дорогих трубок, — уверен пресс-секретарь «Евросети» Очир Манджиков. По данным «Евросети», по итогам первого квартала Motorola была вытеснена с третьего места на российском рынке компанией Sony Ericsson. Первое место в продажах телефонов в России заняла Nokia (25,7%), второе — Samsung (21,8%), третье — Sony Ericsson (16,9%), четвертое — Motorola (15,3%).
Motorola имеет потенциал для того, чтобы вернуть утраченные позиции в России, соглашается Валерия Солок, руководитель УК «Цифроград». «Сегодня в России сегмент бюджетных трубок становится все менее популярным, поскольку растет доля реплейсмента, — отметила она. — Если Motorola выведет на рынок телефоны с более насыщенным мультимедийным функционалом, то сможет вернуть лидирующие позиции: лояльность потребителей к этому бренду довольно высока».
В «Связном» позиции Motorola оценивают менее оптимистично. «На рынке наблюдается не снижение стоимости телефонов, а удешевление технологий. Большинство производителей предлагают инновационные решения, что позволяет им не снижать цены на свою продукцию. Поэтому компании необходимо предложить нечто уникальное», — считает руководитель отдела по связям с общественностью «Связного» Елена Ноготкова. По итогам года в России Motorola займет четвертое место, а вторую позицию в мире может и потерять, полагают в «Связном».