Sony Ericsson потеснила американскую Motorola на российском рынке сотовых телефонов. Таким образом, по итогам первого квартала этого года компания впервые смогла войти в тройку лидеров по продажам. Эксперты позитивно оценивают перспективы Sony Ericsson, которая может и дальше отнимать у конкурентов долю рынка. Компании на руку то, что Nokia постепенно лишается репутации престижной марки, а Motorola не планирует предлагать покупателям принципиально новые модели, продолжая эксплуатировать тему RAZR.
По данным «Евросети», за первый квартал 2007 года в России было продано 6,7 млн сотовых телефонов — на 3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Розничные сети получили от их продажи 1,41 млрд долл. «Евросеть» считает, что в следующем квартале можно рассчитывать на еще большую выручку: продажи телефонов могут достигнуть 7 млн штук, а в денежном выражении увеличатся до 1,5 млрд долл. Однако по итогам года рынок все-таки немного сократится в штуках по сравнению с предыдущим годом — с 29,27 млн до 28 млн телефонов, на сумму 6 млрд долл.
Самым ярким событием первого квартала «Евросеть» называет успех Sony Ericsson. Компания смогла потеснить Motorola и подняться в продажах с четвертого до третьего места, заняв 16,9% рынка. Для сравнения, в 2004 году доля Sony Ericsson составляла 7,8%, в 2005-м — 11,1%, а в 2006-м — 11,9%. «Успех Sony Ericsson объясняется расширением модельного ряда и очень высокой рекламно-маркетинговой активностью производителя», — уверен пресс-секретарь «Евросети» Очир Манджиков.
По данным «Евросети», по итогам первого квартала 2007 года первое место в российских продажах заняла финская Nokia (25,7%), второе — корейская Samsung (21,8%), а четвертое — Motorola (15,3%). «Доля Sony Ericsson выросла, одновременно с этим позиции Motorola немного ослабли, и в результате компании поменялись местами в рейтинге», — рассуждает PR-директор «Цифрограда» Татьяна Москалева.
«У Motorola нет новинок, она продолжает эксплуатировать тему RAZR, поэтому ее продажи падают, — уверен ведущий аналитик Mobile Research Group (MRG) Эльдар Муртазин. — Sony Ericsson по ценности марки обогнала компанию Nokia. Сейчас Nokia продает большое количество бюджетных моделей, много Nokia и в сегменте подержанных трубок. Все это обесценивает марку. В отличие от конкурентов Sony Ericsson не продает сверхбюджетных решений, поэтому средняя цена телефонов этого производителя стабильно высока».
Продавать более дорогие модели телефонов стремятся все производители. По данным «Евросети», средняя розничная цена трубок растет на глазах: всего за один год она увеличилась на 10% и сейчас составляет 212 долл. «Люди стали брать потребительские кредиты и могут позволить себе более дорогие трубки», — говорят в «Евросети». По оценке «Цифрограда», рост средней цены продолжится, хотя и будет незначительным — к концу года она достигнет 220 долл.
Оценки аналитиков выглядят несколько скромнее: по данным MRG, средняя розничная цена телефона сейчас составляет 187 долл. Однако эксперты согласны с тем, что россияне покупают все более дорогие телефоны. «Средняя розничная цена телефона растет на 2—3% в квартал. Производители стараются уйти с рынка сверхбюджетных телефонов, и со временем у них это получится. Когда с полок исчезнут дешевые трубки, покупателям придется выбирать из моделей подороже», — считает Эльдар Муртазин.
По итогам первого квартала доля телефонов дешевле 199 долл. сократилась до 52,8% против 62,3% в первом квартале 2006 года. При этом продажи телефонов по цене от 300 до 399 долл. выросли с 11% в первом квартале 2006 года до 14,7% в первом квартале 2007 года. Однако наибольшим спросом пользуются телефоны, которые стоят от 200 до 299 долл. — в первом квартале 2007 года их приобрели 21,6% покупателей.