В 2006 году на российском розничном рынке было продано 29,27 млн сотовых, что на 14% меньше, чем в 2005 году. Такие результаты собственного аналитического исследования обнародовала сегодня компания «Евросеть», крупнейший розничный торговец мобильными телефонами в РФ. Эти данные — наглядная иллюстрация насыщения российского рынка сотовой связи.
Правда, в денежном выражении объем продаж увеличился на 3% и достиг 5,65 млрд долларов. Просто россияне стали покупать более дорогие телефоны. По подсчетам «Евросети», средняя розничная цена сотового телефона, проданного в России в 2006 году, составила 193 доллара, что на 18% выше аналогичного показателя 2005 года.
Большую роль в этом процессе сыграло развитие потребительского кредитования. Средняя стоимость сотового телефона, проданного в России в кредит в 2006 году, составила 263 доллара, а без кредита – 170 долларов. За 2006 год доля выручки от продаж сотовых телефонов в кредит от всех продаж салонов связи в России составила около 25%, что на 5% выше доли в 2005 году (20%).
Исследователи также отмечают увеличение концентрации цифровой розницы в руках федеральных торговцев. Доля пяти крупнейших ритейлеров на розничном рынке продаж сотовых телефонов на конец 2006 года («Евросеть», «Связной», «Диксис», «Цифроград», «Беталинк») составила 78%. Для сравнения в январе 2006 года она составляла 56%.
Но наиболее скандальными в исследованиях «Евросети» всегда считались данные о количестве пользователей мобильной связью в России. Отличилась «Евросеть» и на этот раз. По ее мнению, сейчас в России реально услугами сотовой связи пользуются всего 70 млн абонентов, тогда как официальная статистика, основанная на числе проданных SIM-карт, показывает совсем другие цифры – 153 млн. Разница больше чем в два раза.
Ни операторы, ни аналитики рынка не согласны с мнением «Евросети», хотя все считают, что цифра в 153 млн явно завышена (напомним, что в России официально живет 145 млн человек).
Еще одна довольно спорная часть исследования «Евросети» — доли производителей телефонов на российском рынке. Наш рынок сильно отличается от мирового. Если в мире безоговорочно лидирует Nokia (с долей 36—38%), то в России эта финская корпорация с долей 23—27% рынка то теряет, то снова покоряет первое место в суровой борьбе с Motorola и Samsung. Причем, по данным на конец 2006 года, по версии «Евросети», с долей в 25,6% лидером российского рынка была все же Nokia, то, по версии уважаемого агентства MRG, с долей 26% лидером был Samsung (Nokia, по их версии, с 24% рынка оказалась на втором месте). Motorola c долей 15—19%, по версии всех аналитиков, — третья.