В своем законопроекте «О коммуникациях», который уже, кстати, является спорным документом (так как может дать монопольные права гиганту Deutsche Telecom на некоторые услуги связи) немецкое правительство хочет юридически обосновать свое право использование «глушителей» сигналов сотовых сетей во время неких «важных событий».
Законопроект, предложенный Бундесратом (Верхней палатой парламента Германии), в частности, предлагает «глушить» мобильные телефоны в тюрьмах (чтобы преступники не имели возможности связаться с внешним миром, как уже не раз случалось). Кроме того, закон «регламентирует вопрос использования таких устройств на стадионах, во время важных событий». В некоторых случаях, считают власти, сотовую связь надо «предотвращать». Полномочия по блокировке сигналов сетей операторов будут отданы силовым структурам. Новые меры, как предполагается, должны стать эффективным противодействием угрозе терроризма.
Впрочем, «глушилки», в случае одобрения законопроекта, могут быть полезны и в мирных целях – для запрещения лишней «болтовни» в кинотеатрах, медицинских учреждениях, в библиотеках, в учебных заведениях, на похоронах.
Для «заглушки» сотовых сетей будут использоваться специальные устройства, способные создавать помехи на «мобильных» радиочастотах. Отмечается, что блокировка звонков не будет производиться в тех случаях, если сотовая связь будет необходима неким «важным людям» – представителям силовых и правительственных структур – «для исполнения своего долга в пределах ограничений».
Новые поправки к закону «О телекоммуникациях» после обсуждения в Бундесрате должны быть одобрены в нижней палате немецкого Парламента – Бундестаге. Представители власти не скрывают своей уверенности по поводу того, что закон «пройдет» без проблем. Единственные сложности может вызвать вопрос: кому именно дадут права на «заглушку» мобильных телефонов.
В преддверии принятия важных поправок все территориальные образования Германии должны решить: не будет ли новый законопроект противоречить местному законодательству и, в случае разногласий, рассмотреть возможность корректировки документов. Это особенно важно для пункта о том, что сотовые сигналы в тюрьмах должны быть заглушены. Возможно, потребуется вносить изменения в уголовное законодательство.
В Бундесрате, к слову, особенно внимательно относятся именно к запретительным мерам для заключенных. По мнению законодателей, преступники могут использовать незаконно пронесенные на территорию тюрьмы телефоны, для организации каналов по перевозке и продаже наркотиков (оказывается, таким «бизнесом» несложно управлять удаленно, если подельники дисциплинированные; подобные примеры в Германии уже имели место). Кроме того, невозможность связаться с кем-либо по сотовому телефону, лишает преступника шансов организовать побег.
Все это, конечно, разумно, однако, в стране, как водится, нашлись противники «оглушительного» законопроекта. Группа компаний IT-промышленности Bitkom критикует планы парламента с того самого момента, как о них впервые стало известно. Предприниматели утверждают, что использование устройств для блокировки сигналов сотовых сетей в тюрьмах «ни юридически, ни технически не выполнимо». В частности проблемы будут возникать с территорией «заглушки». В случае с тюрьмой, например, не будут работать телефоны не только у уголовников, но и у «законопослушных» сотрудников тюрьмы.
Если говорить о библиотеках, школах, стадионах и т.п. – то все эти «территории» обычно имеют небольшие размеры. Если «глушилки» слишком широко будут влиять на связь в области «глушения», это может причинить немалый ущерб. Кроме того, как предупреждает Bitkom, никто пока не способен прогнозировать, как эффект от «глушилок» отразится на стабильности всей сети и качестве связи, даже в отдаленных от области блокировки местах.
Напоследок отметим, что власти не ограничиваются только заглушкой телефонов «мирных жителей». Они прекрасно понимают, что своими стараниями сами могут остаться без связи. А потому ходят слухи о том, что в Германии планируется создание закрытой цифровой радиосети «для избранных», которую нельзя будет обнаружить. Впрочем, на данный момент этот вопрос отложен из-за споров о технических стандартах, обязательств федеральной системы и финансовых проблем.