Прошлый 2006 год стал для бренда iPod во многом знаменательным – появились многие новые решения на базе этих музыкальных устройств, а также был отпразднован юбилей: пять лет с момента выхода первого плеера под таким лейблом. Ведь именно тогда, в 2001 году, компания Apple по сути и начала великую гонку среди компьютерных фирм, в одночасье осознавших всю перспективность нового, тогда еще никем неосвоенного рынка. В итоге – всего за каких-то несколько лет MP3-плееры настолько изменили мировую музыкальную индустрию (дали новый толчок развитию музыкальных сайтов и пиринговых сетей, рождению множества онлайновых магазинов, торгующих аудиоплеерами, создали необходимые условия для обеспечения стабильных и полностью правовых взаимоотношений между потребителями музыкального контента и правообладателями), что, впусти в сегодняшние IT-реалии даже самого ярого «технофана» пятилетней давности – и его удивлению не будет предела.
Цифровые плееры помимо того, что сами по себе стали весьма и весьма полноценной бытовой электроникой, так их еще и начали встраивать в самую различную технику, – повально! Самые популярные варианты: «мобильный телефон плюс плеер» и «КПК плюс плеер».
А как вы думаете, кто в настоящее время лидирует в сегменте цифровых плееров? Конечно, Apple, которая с помощью различных версий своего удивительного во всех смыслах iPod контролирует порядка 70 процентов мирового рынка рассматриваемой продукции. Поэтому вполне закономерно, что такая устрашающая тенденция (а ведь продажи iPod не падают, а наоборот – растут) не вызывает и толики восторга у конкурентов. Именно потому многие из них давно пытаются создать более или менее успешный продукт, способный если не совсем уж основательно, то хотя бы частично потеснить Apple на рынке.
«Счастливое семейство» iPod
До недавнего времени новостные анонсы, касающиеся того, что тому или иному производителю удалось создать устройство, могущее составить достойную конкуренцию iPod на рынке плееров, появлялись на профильных новостных лентах чуть ли не каждый день – но каждый раз сообщение оказывалась всего-навсего банальной «уткой». Между тем конкурентами Apple являются такие гигантские компании (их даже впору называть «глобальными конгломератами»), как Samsung, Sandisk, iRiver, Creative, NEC, Microsoft совместно с Toshiba и т.п. Оставили этот потребительский сегмент, не выдержав жесткого противостояния, фирма Dell с собственными плеерами Ditty и DJ Ditty, а также Sony, Casio и некоторые другие производители. Ну а что же будет дальше?
Феерическое рождение iPod
Да, сейчас цифровые плееры iPod – это безусловные лидеры рынка, можно сказать – своего рода эталон технического совершенства. Но ведь сегодня потребители пользуются плеерами уже четвертого и почти пятого поколения, поэтому и наслаждаются… А когда iPod’ы только появились на рынке, они, скажу я вам по собственному опыту, разительно отличались от современных моделей. Так, первый iPod весил 180 граммов и по габаритам был похож на рацию или очень массивный сотовый телефон. Показатель памяти в 5 Гбайт, что по современным меркам не так уж и много, в то время считался просто… чем-то заоблачным, фееричным. Правда, уже тогда в наличии имелось одно из главных и неоспоримых преимуществ – простой, но вместе с тем чрезвычайно привлекательный дизайн, и очень хорошо продуманная система управления абсолютно всеми функциями устройства, главной составляющей чего вскоре стало сенсорное колесо, навсегда превратившееся в отличительную «фишку» iPod.
«Айподы-первопроходцы»
Самым главным недостатком первого поколения было то, что воспользоваться преимуществами этого плеера могли лишь пользователи компьютеров Apple, так как для работы с другими видами ПК не годилась файловая система, используемая в жестком диске. То есть те «древние» iPod’ы работали только с не сильно распространенными в то время «Макинтошами», а это значительно ограничивало круг потенциальных пользователей. К тому же цены аппарата был весьма высокой – не каждый мог выложить за подобную развлекательную (пусть и инновационную!) штуковину более 400 долларов. Однако не прошло долго времени, и на суд общественности была явлена новая версия iPod – совместимая как с Macintosh, так и с IBM PC. Ну а после все пошло как «по маслу»: благодаря своей изящной простоте, стильному дизайну и удобству iPod’ы завоевали рынок, хотя на это тоже понадобилось определенное время.
iPod сезона 2006–2007
iPod Video
iPod Nano второго поколения
iPod Nano первого поколения
iPod Shuffle первого поколения — плеер-флешка
Сейчас распространены плееры iPod пятого поколения, которые уже умеют отображать картинки и воспроизводить видео, а далеко не предельный объем памяти составляет 80 Гбайт. Все это вовремя совместилось с заметным уменьшением размеров устройства, более удобным пользовательским интерфейсом, а также с значительным облегчением поиска нужной композиции в объемной фонотеке и с устранением паузы между треками.
Новый iPod Shuffle 2007 года
iPod Nano 2007 года
Шестое поколение iPod — Touch, iPhone «без телефона», ширококранный медиаплеер с сенсорным дисплеем, емким аккумулятором, множеством новых «фич» (вроде просмотра роликов с YouTube или карт Google Maps), встроенным беспроводным модулем связи WiFi, 8 или 16 Гб встроенной памяти.
Великолепный iPod Touch — «родной брат» iPhone
Распространенная дилемма: нужно ли приспосабливать iPod’ы для работы с видеоконтентом? Относительно ответа на этот вопрос мнения пользователей полярно разделяются. Одни считают, что современный плеер просто-напросто обязан уметь воспроизводить абсолютно все, что вообще поддается воспроизведению, и, соответственно, выступают за большой цветной дисплей, позволивший бы полноценно просматривать видео. Другие, наоборот, вполне резонно заявляют, что от оснащения плеера большим дисплеем пострадает в первую очередь продолжительность его автономной работы, причем сильно. А значит, потребуется более емкий аккумулятор и больший объем памяти. В конечном итоге все это приведет к резкому скачку цены – вверх.
Восток есть восток
Хотите верьте, а хотите – нет, но абсолютно все плееры iPod собираются в Китае, из деталей, произведенных в большинстве своем на заводах Samsung. И вот тут как раз наблюдается очень интересная ситуация: на внутригосударственном рынке Китая iPod’ы занимают лишь пятое место по популярности. Кто же первый? Вся та же корпорация Samsung со своими плеерами Yepp. Более того, такая тенденция характерна не только для Китая, но и вообще для всей Юго-Восточной Азии. К слову, Samsung тоже весьма весомый игрок и на мировом рынке MP3-плееров: эта фирма, по разным подсчетам, закрепилась то ли на втором, то ли на третьем месте.
Samsung Yepp YP-T9
Samsung Yepp YP-U3
Samsung Yepp YP-P2
Отношения между Apple и Samsung – наверное, самый лакомый в настоящее время объект для исследований именитых маркетологов. Так, в конце 2005 года вторые переманили у первых Пола Мерсера – одного из ведущих программистов Apple и человека, приложившего руку к созданию концепции iPod’а, ныне носящей лавры самой оригинальной разработки в своей сфере. Результат его работы на новом месте не заставил себя долго ждать: появился плеер Samsung Z5, довольно-таки сильно похожий на iPod Nano. К тому же, возможно, уже в самом ближайшем будущем мы станем свидетелями рождения кардинального нового концепта Samsung, чего-то такого, что доселе не представлял еще ни один разработчик.
Samsung Z5
Пытаясь ответить на вопрос, удастся ли всем разработкам южно-корейского гиганта в совокупности потеснить на пьедестале продукцию Apple, можно сказать одно: время покажет, причем скоро – эдак в 2008 году. А пока лидер все же один – это iPod.
Конкурент от Билла Гейтса
Замучившись толочься в ступе под названием «Софт» (пусть и занимать лидирующие позиции), корпорация Microsoft в последнее время всерьез решила посоревноваться со своим ныне заклятым конкурентом – компанией Apple – на очень прибыльном рынке медиаплееров. Однако заниматься этим в одиночку Microsoft все же побоялась, ведь дело-то новое: софт писать – это одно, а «железо» производить – совсем другое. Поэтому детище Билла Гейтса обратилось за поддержкой к японской компании Toshiba. Сначала инновационный – по заявлениям заинтересованной стороны, конечно, – плеер хотели назвать Argo, но потом все же остановились на Zune. Новинка уже поступила в продажу. Главное отличие от современных iPod’ов – возможность работы с беспроводными сетями. Правда, функционал-то получился «кривой», особенно в применении для России, точнее – российского менталитета…
Zune второго поколения
Zune первого поколения
Если перейти на конкретику, плюс в том, что встроенный в Zune модуль беспроводной связи и впрямь позволяет плеерам обмениваться информацией. Но только кроме музыки, по сути – самого главного атрибута. Переслать песню или мелодию другу, безусловно, удастся, но вот спустя какие-то 24 часа, то есть сутки, если быть проще, наступит полное разочарование: ему придется подключать плеер к компьютеру, загружать страницу интернет-магазина и официально покупать полученную композицию. Не сделай этого, и воспроизводиться файл больше не будет. Но в то же время Zune можно превратить в своего рода мини-радиостанцию, посредством чего осуществлять вещание на четыре таких же плеера. Кроме того, Zune может воспроизводить большинство из существующих форматов аудиофайлов и ведиоролики.
Стоимость устройства сопоставима с таковой у iPod, конечно, при аналогичном объеме. И замечу: все вроде бы у Microsoft то же, но Apple в отношении плееров чем-то роднее…
Предсказать будущее!
В ближайшее время потребительский рынок будут пытаться завоевать все новые и новые продуктовые линейки цифровых плееров от самых разнообразных производителей. Так что выбор будет. Но буквально с каждым минувшим днем все четче вырисовывается проблема, способная стать фатальной для всего рынка MP3-плееров. Мобильные телефоны и их более умные собратья смартфоны стремительно обзаводятся встроенными плеерами – качественными и многофункциональными.
Миленькие чехлы для iPod Nano
Поговаривают даже, что аудиоплееры в качестве самостоятельных устройств вот-вот могут стать и ненужными. Такое вполне-таки возможно и применимо ко всем… кроме iPod. А все потому, что Apple, создав вокруг своего гаджета целую религию, индустрию, частью которой являются многочисленные производители тысяч самых разных и причудливых аксессуаров, сумела превратить самое что ни на есть обычное по сути медиаустройство в своеобразный культ. «Яблочная» компания создала уникальный мир, где даже на самых задних рядах нет места шаблонным решениям и стандартным подходам.
Автор: Артур Инджиев