Мобильный контент - закажи или продай

05.03.2007 12:00 Гость Клуб: Статьи

Вероятно, многие владельцы мобильных телефонов, заказывали на свой аппарат мелодию, картинку или даже видеоклип. Компаний предоставляющих такие услуги, мягко говоря, немало. Тем не менее, мало кто представляет технологию их работы. Некоторые вопросы, любезно согласился прояснить Симонов Вадим Борисович, начальник отдела интернет-маркетинга компании Р2А, одним из направлений которой является продажа мобильного контента.

Симонов Вадим Борисович. Начальник отдела интернет маркетинга, компании Р2А. 

— Расскажите про историю вашего проекта. Как все начиналось? 

— Начиналось все довольно банально. Надо было день куда-то «лишнюю» энергию и средства. Была выявлена интересная ниша в интернете по продаже контента для мобильных устройств. На тот момент, а это был 2004 год, на рынке присутствовали несколько крупных медиа-провайдеров и были две партнерских сети. Собственно, подумали, посчитали и запустили проект.   

— Если завтра утром человек, прочитавший это интервью, решит сам заняться продажей медиаконтента посредством передачи на мобильные телефоны, с чего ему следует начать? 

— Смотря какие пути его распространения он выберет, и что уже есть в активах человека. Если бизнес планируется с нуля без прикрытия какого-то информационного портала или издания, то стоит только этому человеку посочувствовать. С нуля, мне кажется, уже лучше подобные проекты не начинать. А если вообще вся бизнес-модель будет строиться на привлечение клиентов через интернет, то стоит забыть об этом, если нет большего опыта получения дешевого-интернет трафика.  В любом случае начинать надо с ответа на два вопроса: «Где я буду брать потенциальных потребителей?» и «Как я буду доносить до них информацию?». 

— После того как человек отправляет SMS с заветной цифрой или чем-то еще, что происходит дальше? Какова технология передачи данных конечному пользователю? 

— SMS приходит на приемник SMS провайдера мобильного контента или SMS-агрегатора SMS-агрегатор — компания, которая предоставляет услуги по обработке SMS-сообщений. Она выкупает короткие номера, настраивает сервера для обработки входящий сообщений и отправки новых. Дальше в работу вступает серверное программное обеспечение, которого обрабатывает информацию из SMS, проверяет, действительно ли была снята оплата за SMS (проблема накрутки «коротких номеров» раньше стояла очень остро, да и сейчас еще есть попытки «взломов»), далее формирует ответное SMS, которое, как правило, содержит либо текст и информацией, либо ссылку на WAP-ресурс для скачивания медиа-контента. По сути это сухой обмен письмами. В целом ничего сложного, главное договорится с провайдером сотовой связи. 

— Насколько сильна конкуренция в среде компаний подобных вашей? 

— Большая. Рынок уже на грани. Охват целевой аудитории близок к 100%, а зарабатывать на этом хотят все большее количество компаний. Поэтому со временем самые крупные компании начинают уходить на другие зарубежные рынки. Кто-то начинает специализироваться на каком-то особенном контенте, например, на java-играх или предоставления информации о пробках на дорогах. А кто-то уходит с рынка. Многие партнеры начинают сворачивать свои ресурсы, так как они перестают быть рентабельными. 

— Не кажется ли вам, что в последнее время, благодаря агрессивной рекламе, присутствует некоторый момент навязывания тех же картинок и мелодий потенциальным клиентам?  

— Пока есть спрос, есть и предложение. Есть неприятный момент, когда реклама скрывает условия предоставления услуг. На экране телевизора тяжело прочитать информацию мелким шрифтом, которая сообщает, что с баланса спишут 5 у.е. Опять же давят на молодую аудиторию, которая еще толком не понимает, чем им грозит то, что они пошлют SMS на такой-то номер с таким-то текстом. В результате, все эти развлечения оплачивают родители детей, которые шлют такие SMS огромными пачками. 

— Музыкальные форматы для мобильных телефонов можно поделить на две категории: MIDI-подобные, где запись производится с помощью команд и цифровые (Mp3, WMA и другие). Существует ли тенденция к увеличению спроса на последние, ведь именно они обладают более высоким качеством, но и большим объемом? 

— Конечно, существует. MIDI отходит все больше на задний план. Продвинутые пользователи могут сами себе сделать хороший реалтон, но многие медиа-провайдеры начали делать уже упор на уникальный контент, который не скачаешь в интернете или не сделаешь самостоятельно, используя компакт-диск с любимым исполнителем. К тому же, части аудитории проще заказать себе любимую мелодию, чем самому разбираться, как ее закачать на телефон. Реалтон (мелодия в формате mp3 и т.д.) он приятен на слух, он интересен, а развитие технологий позволяет уже не задумываться какой объем такая мелодия занимает в телефоне. 

— На ваш взгляд, за какими видео и аудио форматами будущее и насколько приходится следить за различными новациями в области  современных алгоритмов кодирования? 

— Мне как владельцу проекта, который использует партнерский аккаунт у одного известного медиа-провайдера вообще не надо за чем-то следить. Опять же следить надо было раньше – как было важно, что можно закачать в телефон, а что нет. Сейчас же современные сотовые аппараты позволяют работать практически с любыми аудио и видео форматами. Они превращаются в мини-компьютеры. Теперь решающую роль играет цена трафика в сетях сотовой связи, а не формат медиа-контента. 

— Обязан ли распространитель мелодий, видео и графики через мобильные сети соблюдать авторские права? Если да, то как это происходит? 

— Конечно, обязан. В противном случае – это банальное воровство. Медиа-провайдеры заключают авторские договора с правообладателями на распространение контента. Не важно кто я, крупнейшая звукозаписывающая компания или студент, который делает реалтоны для будильника дома на компьютере, со мной обязательно должен быть договор, по которому я буду получать отчисления роялти за каждую скаченную мелодию, на которую у меня есть авторское право. 

— Сегодня активно ведется борьба с «пиратством». Что вы думаете по этому поводу? 

— Общество у нас еще не до конца цивилизованное. Обычный потребитель считает, что если он заплатил круглую сумму за сотовые телефон с кучей функций, то он теперь имеет право этими функциями пользоваться так, как ему вздумается и начинает качать «на халяву» мелодии, игры, видео и т.д. Это нарушение. Не грубое, да и коммерческой выгоды пользователь из этого не извлекает, но некоторые компании на этом паразитируют. Нас ждет в 2008 году новая часть гражданского кодекса, где эти вопросы будут отрегулированы. Думаю, большую часть интернет-ресурсов с «халявой» просто закроют. Уже идет активная деятельность в этом направлении 

— Чем отличается рингтон от просто песни? Существуют ли специальные люди, которые оптимизируют ранее написанные композиции в удобоваримый для телефонов вид? 

— Рингтон – это как раз мелодия, которая воспроизводится с помощью специальных команд, используя синтезатор телефонного аппарата (например, тот же MIDI). Реалтон – это оцифрованная «живая» песня или мелодия. Есть люди, которые нарезают эти песни, кодируют их с приемлемым качеством в разные форматы. Чисто механическая работа. 

— Видео на телефоне – явление достаточно новое. Насколько перспективно, на ваш взгляд, распространение полнометражных фильмов, путем заказа через сайты подобные вашему? 

— Это будущее, которое нас ждет. Видеофильмы, телевизионные трансляции – вот что мы сможем смотреть на телефонных аппаратах (точнее телефон уже станет просто одной из функций многопрофильного устройства) в ближайшем будущем. Через интернет их распространять пока не очень перспективно, если это не маленькие видео-нарезки. Гораздо удобнее продавать такой контент на оптических дисках. Но технологии развиваются, выходят новые стандарты передачи информации, и различные физические носители информации отходят на задний план.

— Нужен ли мобильный телефон школьнику XXI века?  

— Я вырос без него и ущерба никакого не чувствовал. Но общество становится все более динамичным. Родители хотят меньше волноваться и стараются всегда быть на связи с детьми. Дети хотят общаться между собой, главное чтобы, это в манию не переходило. Яркий пример есть в моей семье: племянник просто не выпускает телефон из рук, однако, картинки, мелодии ему заказывать не разрешают и жестко ограничивают количество денежных средств на месяц. При таком разумном подходе, телефон школьнику можно доверить. Но когда дети вместо того, чтобы общаться с друзьями на улице пишут по 30-50 SMS в день своим виртуальным друзьями, сутками сидят на WAP-сайтах и заказывают какие-то сомнительные «темы» для телефона, то я считаю, такое надо упразднять. 

— В советское время в каждом магазине лежала книга жалоб и предложений. Общаются ли с вами ваши клиенты? Если да, то на что жалуются и что предлагают? 

— Общаются, но не много. Сервис довольно стандартизирован и «обкатан». К нему нет претензий. Обращения в техподдержку бывают, но вопросы тоже быстро все решаются. Порой пользователи просто говорят «спасибо», за что им огромная благодарность, т.к. такие письма стоят больше, чем денежные платежи. 

— На ваш взгляд, благодаря внедрению в нашу жизнь мобильных и прочих новых технологий, жить стало лучше? 

— По мне, жить стало интереснее, здесь мне кажется, нельзя подходить качество к оценке этих изменений в жизни. Общество и технологии развиваются, появляются новые способы общения и передачи информации. Люди начинают жить более динамично, и автоматизация и информатизация просто необходимы. Тут не стоит говорить, лучше или хуже стало жить. Стало все просто по-другому.

— Какие планы у вас и вашей компании на будущее?  

— Что касается контента для мобильных телефонов, то есть идея перепрофилировать интернет-ресурс полностью на java-игры. Это наиболее интересное направление. Конечно, это повлечет за собой полную смену программного движка: нужно будет вводить новые сервисы а-ля модные web 2.0 и т.д. Ну а сама компания продолжает свою диверсификацию, так как фирма «Р2А» в целом занимается созданием и сопровождением интернет-проектов, как личного авторства, так и на заказ. Конечно, имеет место быть и использование различных SMS-сервисов, но в целом на этом не зацикливаемся. Поэтому сейчас развиваем как существующие системы управления сайтами, так и делаем различные индивидуальные корпоративные решения на базе WEB-технологий.



Автор: Гоша Компьютерный
Написать комментарий