Телевизор и монитор компьютера — это два экрана, на которые каждый городской человек смотрит большую часть своего времени в течение дня. Следовательно, для торговцев они являются самым лучшим способом обращения к вам. Реклама сама по себе не плоха, фактически, она является одним из важных признаков свободного, яркого, демократического общества. Она обуславливает свободу выбора. Мы можем выбирать из многих марок похожих изделий, и мы знаем о вариантах благодаря рекламе. Однако есть большая разница между знанием о том, каким вы обладаете выбором, и изделиями, которые навязывают вам продавцы, потому что им надо продать товар во что бы то ни стало.
Рекламные ролики на телевидении еще куда ни шло, поскольку мы можем переключить канал на менее раздражающий. Объявления, которые мы получаем по электронной почте от спамеров, думающих, что каждому человеку можно промыть мозги в достаточной степени, тоже не слишком опасны. По крайней мере, я надеюсь, что ни один из Вас не озаботился чтением этих электронных посланий. Если Вы когда-либо пробовали ответить или, хуже того, купить что-то у этих остроумцев, будьте готовы к тому, что вас затопят новыми посланиями.
Рекламные объявления, которые мы видим на сайтах, путешествуя по сети, — например, о турпоездках — частенько действительно помогают в принятии решения. Они никоим образом не вторгаются в частную жизнь.
Однако сотовый телефон — совсем другое дело. Сотовый телефон не делят между собой члены семьи, это очень личный предмет, который один человек использует день за днем. Поэтому для рекламщиков очень выгодно получить личные данные человека, — скажем, возраст, пол, доход — и затем использовать их «во благо». Спросить у молоденькой девушки, не хотела бы она получить большую скидку на пару джинсов по последней моде не так тяжко, как забрасывать печатные СМИ или телевидение объявлениями о том же самом. Кроме того, это позволяет торговцам персонализировать расходы компании.
После телевизора и компьютера дисплей сотового телефона — та вещь, на которую мы чаще всего смотрим. Или, что еще лучше, мы имеем тенденцию читать каждую СМСку, которая нам приходит, в отличие от других источников информации, которые мы склонны игнорировать.
Опять же, если вам лично пригодится информация о том, что находящийся рядом с вами книжный магазин начал распродажу или музыкальный салон сообщил вам по электронной почте, что ваш любимый певец выпускает новый альбом – это замечательно. Однако когда эти «добрые самаритяне» присваивают базы данных, содержащие подобные сведения и начинают забрасывать нас сообщениями, это действительно начинает раздражать. В отличие от спама, данная проблема пока не приняла катастрофических размеров, однако все к тому идет, если не пресечь ее в корне.
Лично я, к примеру, год назад взяла кредит в одном банке. Выплатила его раньше срока и была готова забыть об этом (не очень-то мне понравилось ежемесячно отдавать большую часть зарплаты и я решила больше кредитов не брать). Но не тут-то было! Банк начал забрасывать меня СМСками о своих новых кредитных предложениях! По нескольку раз в неделю! И порой даже после 11 вечера. Сразу скажу — я прекрасно помню, что заполняла, когда оформляла кредит. Я нигде не подписывалась на получение информационной рассылки!
Да, сотовые телефоны — инструмент маркетинга, и мы, пользователи, были бы не против получать сообщения о предложениях, которые нам интересны. НО: списки этих тем должны выбираться клиентом! И мы должны иметь возможность легко отказаться от подписки в любое время.
Н-да, это легко сказать, но чрезвычайно трудно осуществить...
Тем не менее, выход есть. Так сказать, «барьерный». К примеру, изготовители трубок предлагают услуги типа «черного списка» — выбираете отправителей, которые вам раздражают, и телефон не будет реагировать на приход «весточек» от них.
Впрочем, далеко не всех, как оказалось, рекламные СМСки раздражают. Предварительные исследования показывают, что те люди, которых выбрали для получения коммерческих сообщений чрезвычайно отзывчивы: количество их отзывов достигает 70% по сравнению с 10-15% отзывов на традиционные рекламные кампании.
Причин тут, скорее всего две. Во-первых, СМС-реклама — это нечто новенькое, а значит, автоматически прилекает внимание. Во-вторых, сотовые телефоны позволяют максимально персонализировать обращения, что является невозможным для обращений по другим каналам.
Корпорации типа Coca-Cola и McDonalds уже начали кампании СМС-рекламы. Что нисколько не удивляет, раз уж американское реалити-шоу типа «Фабрики звезд» сумело «загрести» приблизительно 14 миллионов голосов по СМС.
Рекламщики теперь предлагают всем мобильные стратегии маркетинга в дополнение к традиционным. Но их клиенты должны помнить, что мобильные стратегии маркетинга, с одной стороны, могут сделать их товары чрезвычайно популярными, с другой стороны, могут снизить их популярность, если раздражают адресата.
Однако поскольку мобильная область рекламного рынка развивается в зависимости от того, как люди на нее реагируют, вскоре мы узнаем каков этот новый рекламный мир, который медленно, но верно вступает в свои права.
Автор: Наталья Сотникова