Весь мобильный мир в последние недели обсуждает только одну новость – появление ставшего мифическим за долгую рекламную кампанию iPhone, телефон, который сразу нарекли «революционным». Авторитетный журналист Лев Гроссман из Time попытался проанализировать, как совершить «революцию»:
iPhone — современное чудо
«iPhone возник, как и большинство лучших разработок, из идеи. Несколько лет назад Стив Джобс размышлял о том, как много денег было вложено в инновационные проекты, в то, что мы сейчас называем КПК – портативный компьютер, где сенсорный экран заменяет мышь и клавиатуру. Джобс не был бы Джобсом – и он озадачил инженеров Apple вопросом: как сделать лучший сенсорный экран? Когда они показали ему результат – он решил, что это и есть отправная точка для нового продукта.
Джобс привел Apple к небывалому успеху в новом секторе рынка – сфере переносных цифровых музыкальных плееров, и теперь он искал что-то новое. Посчитав, что идеальная цель – это продукт, находящийся на вершине популярности у потребителей, а за последний год таковыми были сотовые телефоны: их было куплено около миллиарда, и это в 10 раз больше, чем было выпущено плееров iPod. Всего 1% от миллиарда – чего еще больше можно желать? Apple iPhone мог бы сделать то, что сделал iPod на рынке музыкальных плееров — сокрушить всех за явным превосходством – безрадостное известие для всех производителей мобильных телефонов, и хорошая новость для каждого, кто каждый день носит с собой сотовый.
Сотовые телефоны сегодня умеют многое: можно звонить, писать сообщения, бродить по интернету, вести ежедневник, слушать музыку, смотреть видео – но все это телефон умеет плохо, пользователь вынужден нажимать на маленькие кнопки, уткнувшись в крошечный экран. «Каждый из нас ненавидит свой сотовый телефон, — сказал Джобс, — это ужасно, точнее, это прекрасная возможность для нас». Для Джобса, во всем стремящегося к совершенству, качество сотовых телефонов было неудовлетворительным. Если посмотреть с другой стороны — он мог создать нечто, чего не было, и продать новинку по выгодной цене.
Это и явилось причиной того, что два с половиной года назад Джобс созвал дизайнеров и инженеров компании, чтобы поговорить о сотовых телефонах - что мы о них знаем и за что их ненавидим. Они начали с «переплавки» iPod – никакого «колесика», никакой клавиатуры, убрали все и заменили на один большой, блестящий, живой экран – тот самый, о котором говорил Джобс. Если нужно набрать номер и вам нужны клавиши – экран к вашим услугам, а если хотите посмотреть видео – клавиши исчезают. Он не жесткий и фиксированный, а изменчивый и текучий. Софт заменил «железо».
В iPod они добавили рабочую версию операционной системы Apple – OS X, благодаря чему пользователь получил возможность работать с настоящими, а не мобильными (т.е. «игрушечными») версиями приложений, полноценным интернет-браузером и почтовым клиентом. Потом добавили антенну, плюс еще две для WiFi и Bluetooth, плюс сенсоры, чтобы контролировать подсветку экрана, определять горизонтальное/вертикальное положение и еще один – чтобы экран автоматически отключался, когда телефон приложен к уху.
Затем Джонатан Ив, дизайнер, разработавший iMac и iPod, сплющил «заготовку» до половины дюйма, расширил – и получилась плитка дорогого шоколада, обрамленная в алюминий и нержавеющую сталь. iPhone – типичное творение Ива – простой, абстрактный, идеальной формы, но чувствуется человеческое тепло, и при этом телефон эргономичен. Совсем не такой, как мой сегодняшний телефон.
А сейчас возьмите его в руки и позвоните. На огромном экране появляется дружелюбная иконка. Когда звонит еще кто-то, появляется другая иконка. Нажимаете на вторую – и вы переключаетесь на второй звонок. Нажмите на большую иконку – и вы можете проводить конференцию на три линии. Приятная простота.
Другой пример: голосовая почта. До сих пор вы прослушивали голосовые сообщения вслепую, как лишенное зрения пещерное создание. В iPhone вы видите все сообщения на экране, каждый, кто позвонил, помечается своим значком. Если вы хотите прослушать одно, просто нажмите на него. Все просто. А сейчас протестируйте текстовые сообщения, здесь не как в других телефонах, где все вместе без разбора, iPhone сортирует сообщения по адресату. А теперь СМС: вместо того, чтобы нажимать на клавиши, каждая из которых отвечает за три-четыре буквы, к вашим услугам полноценная QWERTY-клавиатура.
Не забудьте и о самих звонках. Взгляните на видео, действительно четкое и на экране, значительно большем, чему у видео-iPod. Впервые рекламные обещания о «мультимедийном телефоне» оказались реальностью. Попробуйте почтовый клиент, интернет-браузер, модифицированную версию Safari, которая отображает реальную интернет-страницу, а не ее урезанный вариант. Поддержка Google Map сама по себе заслуживает похвалы.
Слабые места? А как же без них! Вы не можете загрузить мелодию из магазина iTunes непосредственно в телефон, необходим компьютер. И несмотря на то, что телефон оснащен WiFi и Bluetooth, вы не можете синхронизировать iPhone по беспроводной связи с компьютером. То же можно сказать и об играх – необходимо подключиться к сервису у сотового оператора.
iPhone разбил сразу две базовых аксиомы потребительских технологий. Во-первых, если вы хотите установить какое-либо приложение в сотовом телефоне, это, как правило, его сокращенная или упрощенная версия. Во-вторых, если вы берете два устройства – например iPod и телефон, и пытаетесь их соединить, оба устройства значительно теряют в функциональности. iPhone – это телефон, iPod и интернет-КПК – все в одном. Поэтому iPhone – неправильное имя для этого устройства. Это портативный компьютер, по которому можно еще и звонить.
Почему Apple удалось то, что другие компании не смогли сделать? Частично за счет цены: iPhone будет стоить 499 долларов за модель с 4Гб памяти и 599 долларов за модель с 8 Гб, что достаточно дорого, но не делает телефон предметом роскоши. А также потому, что компания преуспела и в производстве аппаратных средств, и в программном обеспечении, и в дизайне и в области интернет-услуг. Большинству компаний удается закрепиться лишь в одной или двух областях, не более.
В отличие от большинства конкурентов, Apple также сосредоточила свое внимание на интерфейсе. Они тщательно прорабатывали «косметические детали», которые не кажутся такими уж важными, пока вам не придется над ними поработать. «Я использовал лупу, чтобы убедиться, что каждый пиксель в порядке», — заявил Скотт Форсталл, вице-президент Platform Experience. В результате, когда вы нажимаете на экран, чтобы разблокировать iPhone, вы не просто получаете доступ к системе вложенных меню, вы открываете для себя целую вселенную, где данные существуют как живые объекты, подчиняющиеся строгим правилам виртуальной реальности. Из-за того, что нет устройства ввода, мыши и клавиатуры, появляется иллюзия могущества, того, что вы физически управляете данными всего лишь одним нажатием пальца. Например, потянув его двумя пальцами так легко уменьшить или увеличить изображение.
Очевидцы появления iPhone утверждают, что во всем была видна контролирующая рука Стива Джобса, для которого это действительно необычайно важный год. Ему 52 года, он основал корпорацию Apple (вместе со Стивом Возняком) 30 лет назад, и прошло уже 10 лет с тех пор, как он вернулся в компанию. Все эти 10 лет Apple процветает. Ни годы, ни успех, ни даже операция по удалению раковой опухоли не успокоили его, всего лишь появилась седина в бороде и волосах. Все, кто разрабатывают технологии, уверены, что их продукция лучше, чем у конкурентов, или, по крайней мере, так говорят, но Джобс верит в это больше, чем остальные. Несколько часов мы проговорили об iPhone, за это время Джобс раскритиковал Treo, BlackJack, Sony PSP и Sony Mylo («просто мусор по сравнению с нашим продуктом»), Windows Vista («только копия с нашей старой версии Mac OS X») и, конечно, потенциального киллера iPod — Zune от Microsoft.
Ни в коем случае это не означает, что Джобс — профан. Он – воплощение американской мечты: приемный сын своих родителей, выгнанный в свое время из колледжа, он создал 4 продукта, которые коренным образом изменили ситуацию на рынке: Apple II, Macintosh, iPod и iPhone, четвертый, конечно, если верить статьям и релизам.
iPhone потребовал особого к себе отношения от Cingular. Им даже пришлось изменить собственную инфраструктуру, чтобы могли быть реализованы возможности голосовой почты, заложенные в iPhone.
Сейчас, когда это случилось, будет интересно проследить, станут ли другие мобилостроители подражать стилю Apple в отношении мобильных операторов. А также любопытно узнать, насколько удачны будут попытки скопировать форм-фактор iPhone, что достаточно проблематично без патентованной технологии Apple. В процессе разработки iPhone Apple получили около 200 патентов. Рынок мобильных телефонов поделен на «лагеря» мобильными операторами (США), и iPhone принадлежит лагерю Cingular. Apple продал более 100 млн плееров iPod по всему миру, но у Cingular всего-навсего 58 млн абонентов. Поэтому Apple планирует выйти с iPhone на мировой рынок в четвертом квартале этого года.
Все вышесказанное еще на дает права называть iPhone «революционным» телефоном. Он не создал новый сектор рынка, не изменил индустрию развлечений, как это сделал iPod. Устройство не предлагает никаких новых функций – не Джобс создал голосовую почту, текстовые сообщения, конференц-связь, выход в интернет по мобильному телефону. Он только отметил, что сотовые телефоны работают не так, как следовало бы, и постарался исправить недостатки.
Но это важно. Когда устройство не работает, человек испытывает отрицательные эмоции. А когда кто-то починил вещь и довел ее ума, и на душе хоть немного, но приятнее».
Автор: Юлия Шкураток