На днях вступили в силу поправки в закон о правах потребителей. Новая редакция закона «О защите прав потребителей» грозит неприятностями автодилерам и продавцам других технически сложных товаров, пишет газета «Ведомости».
Со 12 декабря покупатель имеет право вернуть продавцу технически сложный товар — автомобиль, крупную бытовую технику, компьютер — в течение 15 дней после покупки при обнаружении в нем любых недостатков и получить его полную стоимость или замену. Раньше это было возможно, только если недостатки признавались «существенными».
Деньги назад можно будет потребовать и в том случае, если гарантийный ремонт занял больше 45 дней или в течение каждого гарантийного года товар в совокупности ремонтировался более 30 дней. Наконец, вводится плата за нарушение срока поставки: теперь она составит 0,5% в день от суммы предоплаты. Раньше можно было требовать по Гражданскому кодексу только плату за пользование деньгами (в размере учетной ставки ЦБ — 10% в год).
Продавцы бытовой и компьютерной техники отнеслись к новой редакции закона спокойно. Производитель согласует с сетью возможный процент компенсации за брак — 5-9% от объема поставок, рассказывает директор по связям с общественностью «Техносилы» Надежда Сенюк. Она уверяет, что крупные сети и так выполняют большинство дописанных в закон норм: многие принимают обратно даже товар без недостатков.
Однако в законе много неточных формулировок, позволяющих трактовать его как в пользу покупателя, так и в пользу производителя. Например, в нем говорится, что недостаток товара — это «несоответствие обычно предъявляемым требованиям», а какие именно требования имеются в виду, не расшифровывается. При этом ряд ограничений нетрудно обойти: срок поставки можно указать с большим запасом.