И вновь по результатам года Индия стала самым быстрорастущим рынком мобильных телефонов в мире, добавляя почти по шесть миллионов новых подключений ежемесячно. Клиентами становятся даже люди с низким уровнем дохода. Такие, как Раму Прасад из Дели.
Раму Прасад — сорокалетний торговец свежими овощами из Южного Дели. Каждое утро на протяжении последних 15 лет его можно увидеть в городе с корзиной овощей, спешащим к очередному клиенту. До сих пор он мог иметь дело с клиентами, лишь пока они находились дома.
Прасад решил проблему полгода назад покупкой мобильного телефона. Теперь он может принимать заказы из любого места, договариваясь о времени встречи с клиентами.
10 лет назад, когда мобильные телефоны лишь появлялись в этой стране, они считались роскошью. Однако низкие тарифы на разговоры и изобилие дешёвых «трубок» сделали мобильную связь доступной для десятков миллионов людей. Даже для тех, месячный доход которых составляет эквивалент 125 долларов США.
Телефон можно купить за $45. Пользователи могут приобрести новое устройство, заплатив первый взнос менее половины доллара. Телекоммуникационные компании предлагают потребителям возможность неограниченных входящих звонков за $25, в то время как в большинстве стран мира операторы взимают плату за входящие.
В результате домработницы, повара, водители такси, сантехники и строители расширяют круг пользователей мобильной связи быстрыми темпами, несмотря на низкий уровень доходов. Шесть миллионов новых подключений добавляются каждый месяц — это один из самых динамичных темпов в мире.
250 млн человек в Индии являются владельцами мобильных телефонов, а увеличение этого числа вдвое ожидается уже к 2010 году.
Навин Мишра, ведущий аналитик телекоммуникационной консалтинговой фирмы IDC (Нью Дели) утверждает, что с количеством населения более одного миллиарда человек, в Индии существует огромный рынок, развитие которого ожидается в ближайшее время.
«Если отслеживать проникновение рынка мобильной связи, то цифра составляет всего лишь 20%, не более. Так что еще имеется огромный потенциал, — говорит Мишра. — Это очень динамичный рынок, поэтому заинтересованные люди хотят на нём работать.»
До сих пор большая часть роста происходила за счёт городов. Сегодня же телекоммуникационные компании собираются вкладывать миллиарды долларов для расширения своего присутствия в сельских районах, где проживает большинство населения Индии.
Международные телекоммуникационные компании присоединяются к отечественным фирмам в погоне за потенциальными клиентами. В эту борьбу вступила и компания Vodafone — крупнейший в мире мобильный оператор, купивший в этом году контрольный пакет акций Hutchison Essar, индийско-гонконгского совместного телекоммуникационного предприятия.
А в этом месяце американский провайдер связи AT&T получил лицензию на оказание услуг связи на территории Индии в партнёрстве с местной группой.