Федеральное агентство связи России завершило прием заявок для участия в конкурсе на три лицензии, дающих право оказывать в стране услуги сотовой связи «третьего поколения» — 3G. В нем примут участие 12 российских компаний-претендентов, а победителей назовут 20 апреля.
В крупнейших странах Европы 5-7 лет назад правительства продавали 3G-лицензии за десятки миллиардов евро, из-за чего многие компании-операторы оказались потом на грани выживания. В России сама лицензия будет стоить «всего» 100 тысяч долларов. Но создание затем 3G-сетей обойдется владельцу лицензии уже в сотни миллионов долларов. Кроме того, немалых денег будет стоить так называемая «расчистка» спектра радиочастот, на которых и будет работать 3G-связь, напоминает аналитик J'son&Partners Ирина Астафьева.
Более 80% всех радиочастот в России находятся ныне в ведении исключительно Министерства обороны и других государственных структур. Для использования гражданскими компаниями необходима «расчистка» или конверсия этого спектра. До сих пор не решено, кстати, будет ли государство как-то участвовать в этом процессе. Ведь речь идет об огромном парке приборов, уже много лет работающих на этих частотах...
Наконец, опыт проведения 3G-аукционов в европейских странах показал, что, когда за лицензию запрашивают большие деньги, операторы потом всячески пытаются переложить эти траты на абонентов, говорит Ирина Астафьева.
В Европе, по условиям 3G-конкурсов 5-7 летней давности, компании-операторы должны были создавать 3G-сети «с нуля», использовать для этого часть уже существующих мощностей «второго поколения» им, по сути, запрещалось. Лишь теперь Европейская комиссия намерена отменить этот запрет, чтобы помочь компаниям.
В России для строительства 3G-сетей операторы смогут задействовать существующие сети «второго поколения», напоминает аналитик компании iKS-Consulting Маргарита Зобнина: «Во-первых, в России огромные территории. А во-вторых, новое оборудование значительно упрощает «наложение» 3G-сетей на уже имеющиеся, если сравнивать с тем, что было несколько лет назад в Европе».