«Яндекс» переманил к себе команду разработчиков и топ-менеджеров из компании «Смартком», специализирующейся на разработке продуктов под мобильные платформы Symbian, Windows Mobile и J2ME. Отраслевые эксперты отмечают стремление крупных интернет-компаний монетизировать свою аудиторию. В самом «Яндексе» не подтверждают намерение брать с мобильных пользователей плату за услуги.
В «Яндекс» недавно перешла команда из компании «Смартком», об этом сообщил в корпоративном блоге «Яндекса» один из основателей и совладельцев «Смарткома» Андрей Василевский. В «Яндекс» также перешли партнер г-на Василевского Олег Герасимов и команда из десяти программистов.
«Смартком» специализируется на разработке продуктов под мобильные платформы Symbian, Windows Mobile и мобильной Java (J2ME). Ее наиболее известным продуктом является программа Smartcom GPS, ориентированная на владельцев портативных устройств с поддержкой спутникового позиционирования.
Руководитель пресс-службы «Яндекса» Михаил Ушаков подчеркнул, что речь не идет о покупке «Смарткома». Он заметил, что два года назад компания уже использовала подобную схему: в «Яндекс» перешла команда специалистов компании «Интегрум». По оценке участников рынка, переманить такого рода команду могло стоить «Яндексу» около 30—40 тыс. долл. в месяц.
Михаил Ушаков пояснил в интервью РБК, что «Яндекс» давно развивает мобильные сервисы, так как, по подсчетам компании, аудитория потребителей таких услуг быстро растет. О конкретных планах в этой области и о том, предполагается ли предоставлять новые услуги на платной основе, он рассказать отказался.
В компании «Рамблер» также говорят о своем интересе к сегменту мобильных сервисов. «Крупным интернет-порталам выгодно запускать услуги для мобильных пользователей, — говорит Светлана Максимова, директор по маркетингу «Рамблер Медиа». — Такие сервисы, во-первых, позволяют повысить лояльность пользователей, во-вторых, обеспечивают монетизацию аудитории, так как они, как правило, являются платными».
Аналитик J’son&Partners Татьяна Стародубцева считает, что в российских условиях брать деньги с пользователей мобильных сервисов будет намного сложнее, чем в Европе и США: «В России пользователи не привыкли платить за ПО и услуги независимо от того, идет ли речь о компьютерном рынке или о мобильных пользователях. Хотя, с другой стороны, мобильных пользователей проще контролировать, так как они привязаны к оператору. Я больше верю в рекламную модель этого бизнеса, когда в обмен на оказание услуги абонент будет получать рекламное сообщение».
В любом случае «Яндекс» может рассчитывать на аудиторию, сравнимую с аудиторией интернета. По данным J’son&Partners в России по состоянию на конец 2006 года насчитывалось около 45 млн телефонов с поддержкой J2ME — около 50% от общего числа терминалов.