Фальшивые прототипы, страсти, нагнетаемые прессой, слухи, обсуждения в кулуарах – все это только разжигало наше любопытство и способствовало созданию ореола таинственности над iPhone – «детищем» компании Apple, ставшим величайшей мобильной сенсацией года. Слегка приоткрыть завесу тайны удалось Питеру Левису, корреспонденту издания Fortune.
Стив Джобс, возглавляющий компанию Apple, на ежегодном шоу Macworld сообщил много интересных деталей об iPhone. Он также поведал о том, как Apple удалось хранить свой секрет целых 2,5 года, не прекращая при этом тесного сотрудничества со своими партнерами – крупнейшими американскими компаниями: только Cingular, ставшая теперь частью AT&T, насчитывает 2 млн абонентов. Услугами Yahoo — самого большого в мире e-mail сервиса – пользуются свыше 4 млрд человек. А Google является самой популярной поисковой системой во всем мире.
До триумфальной презентации новинки слухи об iPhone распространялись с поразительной скоростью. Как бы случайно проскакивала информация, что Apple представят мобильный телефон с возможностями iPod… Даже некоторые менеджеры Apple во время доклада Джобса перешептывались, что они вит iPhone впервые. Что уж говорить об остальных четырех тысячах поклонников Apple, буквально вломившихся в выставочный центр Moscone с одним-единственным желанием: своими глазами лицезреть историческую презентацию этого шедевра. Не исключено, что подобная «зацикленность» на секретности компании Apple и повлияла на выбор Cingular в качестве эксклюзивного продавца iPhone в Соединенных Штатах. Как мы уже сообщали, для того, чтобы стать партнером Apple, компании Cingular пришлось пройти своеобразный «тест на доверие».
О мерах предосторожности, предпринятых при создании iPhone компанией Apple уже слагают легенды. Тем не менее, цель была достигнута: Apple удалось не только создать ореол таинственности, но и продержать публику в напряжении ни много ни мало 30 месяцев. И это при том, что помимо Cingular, Google, Yahoo и еще одного, пока не афишируемого, азиатского производителя, в проекте так или иначе были задействованы почти все подразделения самой компании Apple!
Ни одна разработка Apple не попала в хищные руки конкурентов, которые, подобно Hewlett-Packard, прослушивали телефоны, отслеживали электронную почту, заглядывали в мусорные корзины и всеми возможными способами шпионили за служащими компании и журналистами в надежде заполучить хоть немного конфиденциальной информации. Однако руководство Apple ясно дало понять как сотрудникам компании, так и бизнес-партнерам, что за любое разглашение «секретов фирмы» они будут не только уволены, но и привлечены к юридической ответственности. Чтобы продемонстрировать всю серьезность намерений, Apple даже подали иск против некоторых слишком активных блоггеров и других независимых журналистов за размещение «шпионской» информации о неанонсированной продукции Apple. Спешим успокоить наших читателей – мобильный портал mobime.ru в исковом списке не значится!
Соблюдение строжайшей секретности и патентование – основные составляющие защиты Apple от происков «конкурирующих фирм», которые, похоже, стали настоящими экспертами по скоростному клонированию продуктов и разработок Apple. Но, как известно, тайны порождают сплетни. На всемирной выставке CES-2007 их было предостаточно. В то время как сотни крупнейших мировых производителей потребительской электроники представляли свои лучшие новинки, главным предметом обсуждения стала компания, которой там не было вообще — Apple.
Толпы аналитиков высоких технологий и журналистов наводнили Сан-Франциско, дабы иметь возможность услышать лично, как Джобс раскрывает свои секреты. Представители Yahoo, так же как и представители Google, до начала презентации видели телефон только мельком. Даже программное обеспечение разрабатывалось без предоставления прототипа устройства. В некоторых случаях Apple сознательно дезинформировали разработчиков программного обеспечения, чтобы программисты не увидели реальный интерфейс.
Сотрудничество с Cingular было особенно сложным. Cingular уже были партнерами Apple, когда последние только начинали прорыв в мобильный бизнес, поставляя ПО, обеспечивающее поддержку iTunes для Motorola ROKR. Для бизнеса в сфере телеком является нормой ситуация, когда мобильные операторы диктуют производителям мобильных устройств, какие функции и технологические возможности они хотят предложить своим абонентам. Джобс вышел из ситуации с ROKR еще более уверившись в мысли, что необходим тотальный контроль над всем, что он называет новой концепцией телефона.
По словам Джобса, ему нравилось работать с Cingular. И очевидно, что эти чувства были взаимными. Два года назад глава корпорации Cingular Стен Сигман подписал соглашение на многолетнее сотрудничество с Apple с целью создания iPhone. При этом еще даже не существовало эскизов нового телефона, но Сигман верил, что Джобс и Apple сдержат свои обещания создать принципиально новый мобильный аппарат. Apple также «верили» Cingular. Если быть точнее, они верили в то, что Cingular не будет вмешиваться ни в техническую разработку устройства, ни в его дизайн (только попробовали бы!). «Они позволили Apple отстаться Apple», — скромно потупив глаза сообщил Джобс.
Cingular совместно с разработчиками ПО компании Apple работали над передовыми технологиями, подобными визуальной голосовой почте. Разработки велись с целью предоставить пользователям возможность не только видеть список голосовых сообщений, но и выбирать их для прослушивания в любом порядке, а не строго поочередно, как это предлагается в большинстве современных мобильных аппаратов. Специалисты Apple в это время разрабатывали оптимальный способ интеграции инновационного дизайна устройства с мощным, но простым в использовании программным обеспечением. Тем не менее, сотрудники Cingular не видели iPhone буквально до последней недели перед его триумфальным дебютом. Более того, Apple изготовили поддельный прототип iPhone – чтобы демонстрировать его не только Cingular, но и служащим самой компании Apple.
Тем временем Джонатан Айв – гуру дизайнерского искусства компании Apple – вносил последние штрихи в окончательный дизайн устройства. На своем докладе на всемирной выставке Macworld, Джобс опять намекает, что многолетнее эксклюзивное партнерство с Cingular выльется в создание еще большего числа телефонов. А сегодня представлены только две модели iPhone. (Обе практически идентичны: модель за $499 имеет 4 Гб встроенной памяти, а версия за $599 – 8 Гб).
В конце концов Apple решила продемонстрировать iPhone несколькими месяцами раньше его июньского выхода в продажу, поскольку больше не было возможности хранить этот секрет. iPhone получил одобрение Федеральной комиссии по связи США (FCC) и дальше поддерживать ореол таинственности просто не было смысла. Поэтому Джобс, по его словам, решил сказать несколько слов об этой новинке раньше, чем это сделает FCC.
Ответное слово было прямо противоположным по настроению. Хранить секрет от любимых людей тяжело вдвойне. А кроме того, эта безумная гонка в течение последних полугода — чтобы вовремя подготовить к выпуску «этот долгожданный iPhone»… С приближением Macworld пропускались обеды, дети были забыты и проблемы семьи отбрасывались на второй план, особенно во время праздников и выходных. И для чего? «Извините, это секрет», — этот малоубедительный ответ теперь часто звучал во многих семьях, когда мама или папа пропускали школьные соревнования или обеды по случаю годовщины бракосочетания.
Фил Шиллер, глава по маркетингу компании Apple и один из нескольких «посвященных» с самого первого момента сказал, что он сохранил разработку iPhone в секрете даже от своих жены и детей. Когда же он вернулся домой с официальной презентации устройства, его сын спросил: «Папа, ну теперь ты можешь, наконец, рассказать нам над чем ты работал?».
Джобс сделал паузу в своем докладе, чтобы поблагодарить всех сотрудников, кто так хорошо хранил секрет даже от своих семей – за те физические и психологические нагрузки, которые они испытали за время создания iPhone. «Мы не смогли бы сделать этого без вас», — сказал он с очевидной искренностью.
Автор: Варвара Бутковская