Одна моя давняя подруга имеет обыкновение набирать номер моего мобильника глухой ночью. Таким образом, она извещает меня об интересных вечеринках, происходящих в городе, и приглашает присоединиться. Но порой ночью я сплю. Мой директор, уходя из офиса ненадолго, всегда оставляет свой телефон лежать на столе и весь персонал нашей маленькой компании «наслаждается» новыми рингтонами его, разрывающегося от звонков, аппарата. Моя подруга и мой босс никогда не слышали о таком понятии как мобильный этикет.
«Мобильные телефоны – это сигареты нашего десятилетия, это дурная привычка. В свое время стали запрещать курить в некоторых местах, также теперь запрещают пользоваться мобильными телефонами. По-моему, скоро многие организации займут более жесткую позицию».
Ребекка Гастингс, директор информационного центра Общества управления людскими ресурсами США
Мобильные телефоны давно и прочно вошли в нашу жизнь. А вот о мобильном этикете мы узнали совсем недавно. В минувшем году в начальных корейских школах ввели курс мобильного этикета. Министерство образования этой страны решило, что местным школьникам не хватает этого важного курса, чтобы полностью адаптироваться к условиям высокоразвитого мобильного общества. Ничего особо трудного в этих правилах нет — они одинаковы для всех стран мира. Первый урок мобильного этикета школьники осваивают, дружно складывая свои телефоны в особую коробку, чтобы сотовая связь не мешала учебе. В США Национальная ассоциация владельцев кинотеатров потребовала от Федеральной комиссии по связи (FCC) разрешение на блокирование сигналов мобильной связи в кинозалах. К этой мере они были вынуждены прибегнуть, чтобы вернуть в кинозалы публику, отказывающуюся от походов в кино в связи с хамским поведением некоторых зрителей, не желающих отказываться от мобильного общения при просмотре кинофильмов. В кинотеатрах и театрах Украины с минувшего года перед началом сеансов или представлений транслируются видео- и аудиоролики, которые напоминают зрителям о необходимости перевести свои мобильные телефоны в беззвучный режим.
В нашей стране и, в частности, в нашем городе, мобильная культура не столь сильна развита. Конечно, в ряде ВУЗов, учреждений и концертных залов страны установлены так называемые «глушилки» мобильной связи. Но нельзя забывать о том, что они лишают человека возможности воспользоваться связью в чрезвычайных ситуациях, а это тоже неправильно. Гораздо важней сформировать в обществе традиции соблюдения правил пользования мобильным телефоном в общественных местах. Именно поэтому одним из ведущих российских сотовых операторов было принято решение организовать проект «Мобильный этикет», который сформулировал бы уже сложившиеся базовые правила культурного общения по сотовому телефону. В состав экспертного совета вошли представители общественности, эксперты в вопросах этикета и протокола, культуры и искусства, маркетинговых исследований, бизнеса и деловых отношений. На первом же заседании экспертным советом была принята хартия мобильного этикета, носящая рекомендательный характер. Она включает в себя положения об использовании сотовых телефонов в общественных местах, в деловой среде, за рулем автомобиля и в авиаперелетах, а также дает рекомендации операторам сотовой связи. Её текст приводится ниже:
Мобильный телефон или смарт-устройство на его базе становятся, если уже не стали, элементарными предметами личного обихода. Однако зона использования личного мобильного телефона далеко не всегда остаётся зоной частной жизни. Этот факт диктует необходимость усвоения каждым пользователем сотовой связи морально-этических принципов, непременное соблюдение которых мы считаем одним из основных факторов благоприятного развития мобильной связи.
Преамбула:
1. Любой человек вправе пользоваться личным мобильным телефоном свободно, но не вправе ограничивать при этом личные свободы других людей.
Исходя из этого мы признаем и утверждаем:
2. Необходимо выключать личный мобильный телефон безусловно в тех случаях, когда использование радиосвязи может подвергнуть опасности жизнь других людей (летательные аппараты, операционные медицинские комплексы и т.п.);
3. Необходимо выключать личный мобильный телефон или переводить его в беззвучный режим на спектаклях, киносеансах, концертах, в музеях и выставочных залах, во время церемоний и ритуалов;
4. Следует воздерживаться от использования мобильного телефона во время управления транспортом;
5. Следует выключать мобильные телефоны или переводить их в беззвучный режим на деловых встречах и переговорах, если нет иных договорённостей;
6. В общественных местах (кафе, рестораны, магазины, общественный транспорт и т.п.) мобильный телефон следует использовать с наименьшим возможным уровнем громкости сигнала и голоса и с наибольшим возможным уважением к окружающим;
7. Не следует использовать в качестве звукового сигнала то, что может оскорбить или встревожить окружающих (нецензурная лексика, грубые и резкие выражения и звуки);
8. Недопустимо использование чужих мобильных телефонов и сообщение их номеров третьим лицам без разрешения на то их владельцев;
9. Определение местоположения абонентов, отправка на их номера различного формата сообщений со справочной информацией и другие действия операторов мобильной связи в отношении своих абонентов возможны только с согласия абонентов;
10. Тайна телефонных переговоров и конфиденциальность сведений об абонентах сотовой связи — предметы неукоснительного соблюдения уполномоченными государственными органами, операторами мобильной связи и самими пользователями.
После внесения в проект хартии стилистических доработок, она была единогласно принята всеми участниками экспертного совета и подписана ими 19 июля 2006 года. В настоящее время большинство владельцев сотовых телефонов пользуются ими некорректно. Далеко не каждый знает, что при входе в театр, кино, музей и другие общественные места следует переключать мобильный на режим «без звука» или «вибровызов», а придерживаются этого правила вообще единицы. Будем надеяться, что принятие хартии и дальнейшие инициативы проекта «Мобильный этикет» смогут сформировать культуру общения по сотовому телефону в нашей стране. Эта проблема достаточно актуальна и подчас угрожает жизни и здоровью людей, как в случаях с использованием мобильного телефона за рулем автомобиля и в авиаперелетах.
Создание хартии мобильного этикета – идея не революционная. В свое время британский оператор сотовой связи T-mobile провел в Англии схожие исследования и также предложил правила по использованию мобильных устройств на работе. В общих чертах эти нехитрые правила выглядят так:
— Удостоверьтесь, что ваш телефон выключен или работает в бесшумном режиме во время встреч или совещаний;
— Отвечайте на звонки и посылайте SMS только в случаях крайней необходимости;
— Если вы ожидаете важного звонка во время совещания, предупредите об этом заранее. Когда раздастся звонок, извинитесь и постарайтесь выйти из комнаты, не привлекая внимания;
— Не открывайте ноутбуки во время встреч. Они нужны в раскрытом виде только в том случае, если в них находятся материалы, необходимые для работы;
— Не прерывайте разговор на полуслове, чтобы ответить на звонок;
— Выберите отчетливый, но не раздражающий рингтон;
— Заблокируйте клавиатуру, чтобы избежать случайных нажатий;
— Поменяйте установки телефона, чтобы кнопки нажимались бесшумно;
— Не оставляйте мобильные устройства на столе, если включен режим вибрации;
— Не забывайте забирать телефон с собой, если вы покидаете рабочее место, или переводите его в бесшумный режим;
— Уточните у начальства, как именно допустимо использовать мобильник на рабочем месте.
Пока операторы мобильной связи пытаются делать шаги в сторону повышения уровня культуры использования мобильных телефонов и мобильного общения, производители мобильников ищут свой путь. Так, лондонская фирма IDEO разработала линейку сотовых телефонов, которые разными способами могут «воздействовать» на поведение своих владельцев. Модель SoMo1 бьет током своего владельца, когда он кричит, ругается или просто громко говорит. Причем, сила электрошока меняется в зависимости от громкости голоса.
SoMo2 предназначен для публичных мест, где запрещено говорить по телефону. Он оборудован джойстиком, с помощью которого владелец телефона поддерживает разговор, не произнося ни слова, а посылая синтезированные звуки. SoMo3 похож на кларнет и, чтобы набрать номер, нужно выучить ноты, соответствующие каждой цифре, а потом нажимать соответствующие кнопки. Человек должен трижды подумать прежде, чем звонить по пустякам. SoMo4 заменяет «гудки» вызова звуками ударов. Пользователь выбирает номер телефона и стучит по задней панели телефона, как в дверь. Человек на другом конце «провода» вместо звонка слышит удары, и сильный настойчивый стук должен означать срочный вызов. Модель SoMo5 особенно забавна. Когда вы едете в автобусе или смотрите спектакль, а рядом кто-то разговаривает по телефону, SoMo5 может анонимно вклиниться в чужой разговор и сказать пару фраз о недопустимости ведения разговоров.
Сложно сказать каким образом и когда человечество осознает важность мобильного этикета и будет беспрекословно его соблюдать. Но что мешает тебе начать проявлять вежливость и тактичность, соблюдать интересы других абонентов и окружающих сегодня?
Автор: Павел Рябов