Когда в России будут сохраняться номера при переходе от одного оператора к другому?

21.06.2006 00:03 Гость Клуб: Статьи

Этот вопрос нам задал один из посетителей сайта в рамках сервиса «Скорая мобильная помощь». Информационная служба Mobime решила подойти к ответу со всей, простите за тавтологию, ОТВЕТственностью и найти полезную информацию, которая пригодилась бы всем без исключения нашим посетителям.

Итак, познакомимся с еще одной аббревиатурой (в дополнение к уже хорошо изученной CPP). Это – MNP, что значит «mobile number portability» или «переносимость мобильного номера». Проще говоря – сохранение абонентского номера при переходе от одного оператора к другому.

Введение этой услуги, как верно выразился наш посетитель, обсуждается в России уже давно. И, более того, считается одним из самых ожидаемых событий телекоммуникационной индустрии 2006 года.

У нас, как видите, появляется все больше свободы. Теперь не надо мучительно вдумываться, откуда и кто вам звонит перед тем, как ответить на мобильный вызов (правда, звонящий может разориться, но это уже другая история). А скоро, по всей видимости, не надо будет бояться того, что с вами никто не сможет связаться, если вы смените оператора связи (и номер, соответственно). Абонентский номер станет именным, так что вы легко сможете пробовать разных операторов и разные тарифы.

Впервые услуга MNP была введена в Сингапуре 1 апреля 1997 года. Сегодня ею пользуются жители большинства развитых стран. В прошедшем году система сохранения номеров была запущена на Тайване, а Япония и Новая Зеландия, так же как и Россия, планируют ее запуск в текущем году.

Пионерами в области MNP в Европе еще в конце ХХ века стали Великобритания и Голландия. После принятия Европарламентом в 2003 году директивы «О всемирных услугах», в ЕС сохранность номера за абонентом закреплена законом. Сейчас все страны-участники ЕС и вновь присоединяющиеся к Евросоюзу страны Восточной Европы обязаны в соответствии с этой директивой обеспечить абонентам беспрепятственный переход от оператора к оператору.

Ожидается, что новой услугой после ее введения воспользуются 5-10% существующих абонентов. В основном ими будут деловые люди, которым крайне важно всегда оставаться на связи с многочисленными партнерами.

Сохранить за собой можно будет любые федеральные десятизначные номера, причем вместе с DEF кодом — первыми тремя цифрами номера, которые в настоящее время однозначно определяют оператора сотовой сети и являются частью абонентского номера. С городскими номерами дела обстоят чуть сложнее. Городской номер можно будет сохранить только в случае если он семизначный, и при условии заключения всех необходимых договоров с оператором местной телефонной сети.

Услуга по сохранению номера при переходе к другому оператору будет бесплатной для абонентов, пожелавших ею воспользоваться (платить придется только за подключение), а вот компании которая примет «абонентов-перебежчиков» придется заплатить компании-донору примерно по 7-10$ за каждого ушедшего клиента.

Система MNP номера, по сути, не является рыночной, так как введение ее в большинстве стран было инициировано законодательно. Однако российских сотовых операторов новшество даже радует. Представители «большой тройки» (МТС, Билайн, Мегафон) сходятся в том, что введение новой услуги станет справедливым шагом на встречу абонентам и в целом положительно скажется на рынке сотовой связи.

«Оператор должен удерживать абонента не технологическими средствами, а маркетинговой политикой и силой брэнда. Поэтому цивилизованный бизнес предполагает наличие MNP. Для МТС наличие такой возможности было бы выгодно», — не так давно заявил журналистам первый вице-президент МТС Михаил Сусов.

Билайн полностью согласен с конкурентом. «Возможность для абонентов выбирать компанию, предоставляющую лучшие условия с точки зрения сервиса, и при этом не менять своего номера – справедлива» — вторит конкурентам представитель пресс-службы «Вымпелкома» Юлия Остроухова и тоже не удерживается от оптимистичных прогнозов — «Мы рассчитываем, что в случае перехода на такую систему наша компания скорее выиграет, чем потеряет. У нас есть, что предложить абонентам, которых пока держит сила инерции и привязанность к своему номеру в других сетях».

По мнению пресс-секретаря «МегаФона» Марины Белашевой новшество окажется «полезным и своевременным», а также будет «стимулировать конкуренцию между операторами». Кроме того, советник генерального директора «Мегафон-Москва» Роман Проколов утверждает, что «с введением MNP у московского «Мегафона» есть реальный шанс значительно увеличить число абонентов и долю рынка». Г-н Проколов даже называет приблизительную цифру в один миллион столичных абонентов, желающих подключится к «Мегафону», для которых единственным сдерживающим фактором является невозможность сохранения номера. Впрочем, заместитель генерального директора «МегаФон» по технике и развитию Алексей Ничипоренко настроен несколько скептично. По его словам, сегодня потеря номера не является ключевым фактором, удерживающим абонента от перехода в другую сеть, но «для операторов услуга MNP не несет дополнительных доходов, скорее она потребует расходов».

И это действительно так. По данным компании «Межрегиональный ТранзитТелеком» (МТТ), через которую сейчас должны пропускать трафик все сотовые операторы, для организации MNP в пределах субъектов Федерации потребуются инвестиции в оборудование на уровне 80 миллионов долларов. Окупаемость проекта возникает за счет передачи дополнительного трафика, «переносящего» номер.

МТТ, кстати, возлагает больше надежды на введение системы сохранения номера. Виталий Слизень, заместитель генерального директора компании, говорит: «С 2002 года во всех странах Евросоюза созданы отдельные операторы, которые обеспечивают переносимость мобильного номера. МТТ намерен стать одним из таких операторов в России».

В общем, все выглядит очень мило — абоненты довольны, операторы в выигрыше. Однако многие аналитики полагают, что сотовые компании существующие порядки вполне устраивают и они будут до последнего тормозить инициативу правительства. Ведь о выгодах для себя естественно заявляет каждый, но кто-то все же должен будет оказаться в проигрыше. А проигрывать, как известно, никому не хочется. Примером может служить немецкий опыт, когда оператор связи О2 после введения MNP умудрился переманить к себе многих абонентов у своего конкурента — сотового гиганта T-Mobile.

Так все и происходит. Еще в середине прошлого года глава Мининформсвязи России Леонид Рейман на одной из пресс-конференций пообещал что «уже этой осенью абоненты мобильной связи в России смогут сохранять свой номер при смене оператора». В мае даже была сформирована рабочая группа, в состав которой вошли представители Мининформсвязи России, Ассоциации GSM, Ассоциации СОТЕЛ, ОАО «Связьинвест», ФГУП ЦНИИС и другие. Группа приступила к разработке пакета регламентов взаимодействия участников процесса оказания услуги переносимости номера.

Но 2005-й давно прошел, а чуда не случилось.

В чем дело? Как и ожидалось, инициаторами споров выступили сотовые компании. По их мнению, многие технические и юридические моменты перехода к MNP еще были невыясненными. Мининформсвязи тогда со спокойным лицом говорило «не беспокойтесь, все будет». Даже сроки называло – первый квартал 2006 года. Впрочем, если помните, принцип «платит звонящий» собирались вводить еще год назад, так что «всему своя медлительность» в нашем государстве.

В начале 2006 года многие информагентства и аналитические компании высказывали предположения о том, что система MNP будет введена вместе с другими поправками к закону «О связи» 1 июля 2006 года (дата запуска CPP). Но сейчас уже ясно, что этого не случится. Работа в правительстве, впрочем, ведется. Не скажем, что «в поте лица», но все же…

Говоря о создании рабочей группы по вопросу MNP, стоит также вспомнить, что в ее планы входило создание опытной зоны для исследования технических и технологических аспектов, связанных с внедрением услуги сохранения номера, и выработки предложений и рекомендаций в существующую систему нормативно-правового регулирования.

В апреле этого года появились первые сведения о том, что испытания системы MNP пройдут в Нижнем Новгороде. По какому принципу выбран город, пока неизвестно, но есть информация о том, что при принятии этого решения было сломано немало копий — участники рынка полгода не могли решить, где тестировать новую услугу.

Данных о том, начались ли испытания MNP и с каким успехом они идут, пока не поступало. Более того, официально версию о выборе города в качестве MNP-полигона игроки телекоммуникационного рынка подтверждать не спешат


Автор: Ольга Шагалова
Комментарии
  • Гость

    Ну и…. пять лет почти прошло с момента публикации. Уже свершилось а я то и не знаю или как?

  • Гость

    я тоже по ходу не знаю…нашим операторам-барыгам не очень это выгодно мягко говоря, вот и тишина по этому поводу…

  • slavenia@yandex.ru 03.07.2013 18:01

    Очень нужная и важная статья! Видимо, к 1 декабря будет очень много дешевых тарифов. Операторы большой «тройки» будут вынуждены снизить цены тарифы, услуги и опции. Будет большая ВОЙНА за абонента!

Написать комментарий