Когда с год назад наши чиновники заговорили о новой возможности «стать более европейской страной» и предложили сделать бесплатными все входящие на мобильные телефоны, первой реакцией абонентов была радость: «Ну наконец-то!» (в то время тарифы с бесплатными входящими стоили очень недешево). Вскоре ликование сменилось сомнениями: как же операторы станут возмещать себе убытки? На исходящие цены повышать?
В МТС к введению поправки к закону относятся спокойно, с готовностью. Как нам заявили PR-отделе ОАО «МТС», у компании уже есть положительный опыт в сфере работы с CPP. Ведь, как известно, на Украине действует тот же принцип. А также – оператор связи UMC (дочерняя структура ОАО «МТС»). Вывод однозначен: «Активность абонентов увеличивается, так как бесплатные входящие дают определенную свободу общения».
А вот заместитель генерального директора Межрегионального филиала сотовой связи ОАО «Уралсвязьинформ» (торговая марка Utel) Андрей Кузнецов не думает, что в связи с введением CPP абоненты начнут «болтать» больше. По его мнению, уральский рынок и так остаточно насыщен выгодными тарифными предложениями.
«Не думаю, что существует прямая связь между увеличением доступности услуг сотовой связи в результате введения принципа CPP и увеличением числа абонентов у операторов, — говорит Кузнецов. — Для обеспечения экономической целесообразности своего бизнеса оператор сотовой связи должен в любом случае стремиться получить, как минимум, доходы, покрывающие его расходы».
Заместитель директора по маркетингу пермского отделения компании «Мегафон-Урал» Екатерина Сединина тоже относится к введению CPP положительно. По ее мнению, принцип «платит звонящий» вполне справедлив. Кроме того, «Мегафон» первым вывел на рынок тарифный план с бесплатными входящими, напоминает Сединина.
Остался «Билайн». Александр Мельников, директор Пермского филиала ОАО «ВымпелКом» новую поправку к закону «О связи» даже подробно комментировать не стал: «Не видим ничего сложного в том, чтобы четко выполнить требования нормативных документов, которые к нам придут». По мнению других сотрудников уральского «Билайна», абонентская база после 1 июля все же может возрасти, так как сотовая связь станет более привлекательной.
Но … бог с ней, с абонентской базой. А возрастут ли тарифы? Вот в чем вопрос.
Здесь мнения представителей операторов связи расходятся. Билайн, МТС и Мегафон уверенно заявляют: планов повышения стоимости услуг связи у них нет. Причина понятна: конкуренция в мобильной сфере крайне высока, поднять цены – значит, упасть в глазах абонентов и проиграть соперникам.
Андрей Кузнецов отметил, что увеличение стоимости услуг сотовой связи, скорее всего, не коснется тех абонентов, которые уже выбрали тарифные планы, не предполагающие оплату входящих со стационарных на мобильные телефоны (у Utel достаточно широкий выбор таких тарифов). Однако, к великому огорчению уральских абонентов сотовой связи, Кузнецов не исключает, что в случае, если доходы компании значительно уменьшатся — чтобы компенсировать убытки, возможно, придется повысить плату за исходящие звонки.
Впрочем, Utel всячески постарается этого не допустить. Привлечь новых абонентов и компенсировать убытки планируется путем введения дополнительных услуг. В их числе будут новые контент-предложения, музыкальные сервисы. «Первая ласточка» уже появилась – с 15 марта на Урале действует RBT-услуга от Utel (возможность заменить стандартные гудки ожидания вызова на любую мелодию).
К вышеперечисленным мнениям интересно добавить информацию «из первых уст» от министра информационных технологий и связи РФ Леонида Реймана.
«Мы надеемся, что введение бесплатных входящих не приведет к обвальному увеличению тарифов, хотя небольшой рост все же будет», — не так давно признался он корреспондентам.
С мобильными тарифами более-менее разобрались. А как же стационарные? О том, сколько будут стоить звонки со стационарных телефонов на мобильные, Дума до сих пор не определилась. Этот вопрос должна решить Федеральная служба по тарифам, которая пока сохраняет молчание. Многие аналитики выражают опасения: операторы стационарной связи могут воспользоваться этим обстоятельством и назначить тарифы самостоятельно. И вряд ли они будут выгодными.
Возьмем в пример такую крупную телекоммуникационную компанию как «Уралсвязьинформ» (она предоставляет услуги и фиксированной, и мобильной связи). Ее руководство может назначить специальные тарифы – чтобы звонить на мобильные телефоны, подключенные к Utel, было выгоднее.
Однако, сами представители «УСИ» подобные «скабрезные» предположения опровергают. Аргумент железный – морально и технически нет никакой разницы между тем, куда вы звоните с домашнего телефона: на мобильник абонента Билайн, Utel, МТС или Мегафон. А потому обосновать разницу тарифов не представится возможным, могут даже появиться проблемы с Антимонопольным комитетом.
В общем, сейчас доподлинно известно только одно – с 1 июля 2006 года платить за входящие все мы перестанем. Все остальное утопает в тумане слухов, мнений, домыслов. Остается надеяться, что тарифами нас не обидят. И получился действительно «как в Европе», а не «как всегда».
Автор: Ирина Ракинцева