Совсем недавно достоянием общественности стал факт хищения бюджетных денег, выделенных на разработку российской спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС. Украденная сумма поражает – около 6,5 миллиардов рублей. Уголовное дело по факту хищения было возбуждено еще летом 2012 года, однако известно об этом стало только сейчас. Следствие продолжается, виновные устанавливаются.
Логично предположить, что если суммы таких размеров умудряются украсть, то изначально денег было выделено просто фантастическое количество? Зачем государству такой масштабный проект? Изначально ГЛОНАСС приписывалось два основных преимущества: стратегическая польза для России (позвольте не углубляться в этом направлении – тема очень и очень обширна) и улучшение качества спутниковой навигации для обычных граждан. В продажу должны были поступать массовые устройства с поддержкой ГЛОНАСС, а мы с вами, приобретая их, должны были по достоинству оценить возросшее качество мобильной навигации.
Первый навигатор с поддержкой GPS и ГЛОНАСС появился еще в 2006 году, но назвать его массовым не поворачивается язык. Гаджет, разработанный в НИИ «КП», получил название Glospace SGK-70, и предлагался по цене около 20 тысяч рублей. Для сравнения: схожий по характеристикам американский навигатор Garmin в то время стоил около десяти тысяч. Цена – не единственный недостаток устройства. Его характеристики были далеки даже от оценки «удовлетворительно»: к примеру, отсутствовал аккумулятор, и аппарат мог работать только при подключении к бортовой сети автомобиля. Естественно, модель не имела никакого успеха, да от нее изначально этого и не требовалось: навигатор был продемонстрирован первым лицам государства, популяризация ГЛОНАСС налицо, получение следующего бюджета на дальнейшую разработку практически «в кармане». Естественно, о конечном потребителе никто и не думал позаботиться. Отметим, что Glospace SGK-70, представленный как российский продукт, фактически таковым не являлся: навигатор был создан на базе корейского устройства с украинским модулем ГЛОНАСС/GPS.
Glospace SGK-70
Спустя несколько лет, в конце 2010 года, глава близкой к госструктурам АФК «Система» Владимир Евтушенков представил Владимиру Путину «русский аналог iPhone» — МТС 945 ГЛОНАСС. Аппарат позиционировался как первый в мире смартфон с поддержкой GPS/ГЛОНАСС. К сведению, российское в нем было только название: гаджет был построен на чипе американской компании Qualcomm с модулем GPS/ГЛОНАСС, работал под управлением ОС Android, а собран был и вовсе китайской компанией ZTE. Изначально было заявлено, что планируется реализовать 500 тысяч таких устройств, однако уже после старта официальных продаж эта цифра была уменьшена до 100 тысяч. В итоге более чем за полгода было продано всего около 5 тысяч МТС 945 ГЛОНАСС. Сравните: российская компания Highscreen продает порядка десяти тысяч Android-смартфонов в месяц, и никто не выделяет на ее развитие бюджетные деньги. Об уровне продаж гаджетов HTC, Samsung, LG и прочих мировых брендов не будем даже говорить.
МТС 945 ГЛОНАСС
Результатом таких действий стал полный провал российского ГЛОНАСС-устройства на рынке, однако его работоспособность позволила получить еще какую-то часть денег из бюджета страны на дальнейшую разработку проекта.
Невзирая на такое отношение разработчиков к собственному детищу, ГЛОНАСС все-таки набирал популярность. Правда, заслуги российских компаний здесь не было. Дело в том, что развитием системы ГЛОНАСС занялись частные структуры, которые не получали абсолютно никаких ресурсов (ни административных, ни финансовых) от правительства. Например, тот же Qualcomm реализовал поддержку ГЛОНАСС практически во всех своих современных чипах. В результате, сегодня с GPS/ГЛОНАСС умеют работать iPhone, а также некоторые модели Nokia, Samsung, HTC, LG, Motorola.
Примерно в то же время, весной 2011 года, на российском рынке начали появляться действительно массовые устройства с поддержкой как GPS, так и ГЛОНАСС (массовые, а не единичные вроде того же Glospace SGK-70). Первыми свои навигаторы представили компании Lexand и Explay, позже к ним присоединились Prology, Prestigio, Digma и другие. Оценить пользу от наличия ГЛОНАСС-модуля в навигаторе взялась газета «Ведомости»: для этого они взяли два регистратора Lexand, причем один из них работал только с GPS, а второй поддерживал как GPS, так и ГЛОНАСС.
Цитата: «В чем преимущества двухсистемных навигаторов (ГЛОНАСС-GPS) перед односистемными (GPS)? Многие ошибочно думают, что в точности определения координат. Это не так. Точность приблизительно одинаковая. Но зато у ГЛОНАСС-GPS устройств в ряде случаев меньше время тёплого и горячего старта навигационной системы, а также меньше «уход» координаты, ниже вероятность потери сигналов от минимально необходимого количества спутников (четыре) в сложных условиях приёма сигнала: районы высотной застройки, каньоны, места въезда-выезда из подземных парковок, туннелей и т. п.».
Lexand GS-615 Pro HD
Стоит также отметить, что ГЛОНАСС/GPS-навигаторы довольно быстро развиваются и совершенствуются. К примеру, совсем недавно был представлен первый на российском рынке навигатор с поддержкой ГЛОНАСС, который имеет слот для SIM-карт и встроенный модуль GSM/GPRS, который позволяет получать из Интернета данные о пробках. Эта модель называется Lexand GS-615 Pro HD, и стоит она около 6 тысяч рублей, что является вполне конкурентоспособной ценой.
В качестве заключения хочется сказать, что, несмотря на все «усилия» по расхищению выделенных государством средств, проект ГЛОНАСС оказался довольно перспективным, причем развивается он, невзирая на преступное отношение к нему его собственных разработчиков (которые, мы надеемся, понесут заслуженное наказание
Продуманная реклама Лександа )))
Ну, что же, они не просто так деньги воровали: они же их оставляли себе… За разработки. Чтобы сторонним фирмам не отдавать. Только куда такую уймищу деть можно, вот мысли кипят!