История приключилась следующая. Устав от многолетних праведных трудов, решили мы махнуть куда-нибудь к морю. К солнышку, к тёплому песочку, к чудесным тропическим закатам… А куда поедешь в марте? Ясное дело – в Египет.
Следует заметить, что старая добрая «Египетщина» давно стала излюбленным местом отдыха российских тружеников. Один знакомый, который выезжает в эти края дважды в год, причем, исключительно в осенне-зимний и зимне-весенний сезоны (по финансовым соображениям), так и говорит: «Еду на дачу в Египет». Хотя никакой дачи (кроме бюджетной «двушки» или «трёшки» — самых недорогих отелей Хургады) у него нет и в помине. Но поди ж ты – привык и даже полюбил. И по-арабски говорит довольно бегло («здравствуйте», «до свидания», «спасибо» и ещё пара слов бытового назначения). При помощи разговорника, конечно...
Так вот, решили отправиться к берегу Красного моря и мы. Не в первый и уж точно не в последний раз. И, скажу сразу, не прогадали – получили все удовольствия «по полной программе» (те, за которые заплатили кровным рублём).
Впечатлений масса. Загорели до неприличия. Накупили всякой ерунды (например, банановых «папирусов» и кошмарного вида статуэток царицы Нефертити). Насладились тамошней кухней (плюс два килограмма к своему и без того слегка избыточному весу). Сказка, а не путешествие.
Но речь не о том. Собираясь в дорогу, мы долго ломали голову – чего бы такое с собой взять. Техники куча, да к чему она нам на берегу Красного моря? Зачем, к примеру, тащить с собой ноутбук? Мы даже карманный компьютер ни разу не включили (телевизор в номере, кстати, тоже). В результате взяли с собой плеер, радио (совершенно напрасно), старенький цифровой фотоаппарат (который там в Египте же и отдал концы – не вынес нашей фотографической настырности, буйства красок весенней пустыни и прохладного хургадского бриза), телефон и смартфон.
Реально пригодились только телефон и смарт. Посредством первого мы звонили в Москву, а второй стал мобильным средством доступа к ресурсам интернета и, как оказалось, основным фотоаппаратом.
О мобильном интернете в Египте (о роуминге с поддержкой GPRS и всех прелестей сотового подключения к глобальной сети) разговор отдельный. Пока скажу, что работает всё и ничуть не хуже, чем в Москве. Слегка дороговато, но разница в стоимости не столь велика, чтобы отложить смартфон в сторону… Но поговорим о смартфоне в роли цифрового фотоаппарата.
Мы (в данном случае я, автор этого волнующего повествования) пользуемся проверенной временем техникой – Nokia N70, изредка изменяя ей с разнообразными новинками от этого великого финского производителя. И в Египет взяли именно N70, полагая, что его фотографических способностей, да при хорошем дневном освещении, должно хватить. И их, действительно, хватило.
В общей сложности в Египте мы отсняли 1302 фотографии, из которых 813 пришлись на смартфон. И это за 12 дней путешествия. Неплохо, да?
С возложенной задачей смарт справился блестяще. Ниже вы можете увидеть подборку снимков, которые, на наш взгляд, не стыдно показать владельцам цифровых фотоаппаратов. Это снимки самой Хургады, Каира и Александрии. На какое-то художественное совершенство мы ни в коей мере не претендуем (ибо снимаем исключительно «бытово» и особыми художественными талантами, увы, не обременены). Но предлагаем оценить качество техническое – со скидкой на «смартфонность» съёмочной техники или без таковой...
И здесь мы позволим себе сосредоточиться на сведении баланса достоинств и недостатков камеры Nokia N70. А попутно поделимся впечатлениями от нашего путешествия.
Камера N70 удивительно быстро включается. Достаточно сдвинуть крышку объектива, и ты готов к съёмке. Если отключить автоматический вывод на дисплей отснятых кадров, то пауза между снимками сокращается до минимума. Хотя, пауза эта всё же есть – от секунды до трёх секунд. Причём, на пустую карточку памяти (а в нашем смарте стоит гигабайтная и не самая скоростная карта) снимки записываются заметно быстрей, на частично заполненную (всякой ерундой и фотографиями) медленней.
В Каир ехали автобусом (шикарный туристический «мерс» со всеми мыслимыми удобствами) ночью. Под утро остановились на перекур возле пустынного мотеля. Только-только рассвело. Было холодно и бесприютно. Возле туалетов толпились невыспавшиеся туристы (в Каир ехала колонна из 40 туристических автобусов, причем, в сопровождении полиции). Один из нас тоскливо высматривал в нагромождении строений отеля место, где можно было бы выпить кофе, второй в это время снимал всё, что только можно было снимать – автобусы, туристов, мотель, прилегающую пустыню Сахару.
При недостатке света от смарта можно было ожидать кошмарных цветовых шумов. Сенсор камеры (ещё и КМОП) микроскопический, а разрешение всё-таки 2 мегапикселя. Но позже оказалось, что количество цветового мусора находятся в пределах нормы. Вытянула камера эту утреннюю фотосессию и нисколько не опозорилась.
Потом были ещё два часа безумной езды. Безумной – потому что колонна автобусов гнала, как ошпаренная. Мы спросили у гида – куда так гоним? И нам объяснили, что это для египетских водителей черепаший шаг. Колонна автобусов была сформирована именно целью усмирить тягу египтян к скорости. Если бы ни головная полицейская машина, мы бы сейчас ехали со скоростью в 200 километров в час. А так мы едем очень даже неторопливо… Ну да, неторопливо. 500 километров пути мы преодолели за 3 часа. Какие, право, мелочи...
Несмотря на ранний час спать уже не хотелось. Один из нас достал фотоаппарат (старый 2-мегапиксельный Panasonic) и тут же спрятал его обратно. Скорость съёмки была такова, что с момента нажатия на кнопку спуска до момента срабатывания затвора проходило 3-4 секунды. Оперативность, сами понимаете, нулевая. Плюс нервы – кому понравятся такие «тормоза»? Снимать пришлось, преимущественно, смартом.
И здесь проявились как достоинства, так и недостатки смартфона в качестве камеры. Главное достоинство – высокая скорость съёмки. Задержка между нажатием на кнопку и срабатыванием затвора оказалась, практически, нулевой. И это не удивительно – в смарте нет никакого затвора. Для фиксации изображения используется схема мгновенного считывания состояния ячеек матрицы КМОП (то есть состояния полевых транзисторов, из которых состоит светочувствительная матрица). Съёмка велась в полном разрешении (1600х1200 пикселей) и с минимальной компрессией JPEG. То есть кадры не пережимались, а искажения, вносимые компрессором (их наличие неизбежно, JPEG экономичный, но не самый лучший с точки зрения качества снимка графический формат), были минимальными.
Далее – чувствительность сенсора. Никто не знает точно параметры чувствительности матрицы Nokia N70. Но можно предположить, что это около 50-100 единиц ISO. Негусто, конечно, но и этой «зоркости» смартфону хватает, чтобы вытянуть кадр без серьёзных экспозиционных ошибок.
Обратная сторона невысокой чувствительности – длинные выдержки (которые невозможно контролировать или каким-либо образом изменять). А съёмка по пути в Каир велась через боковое окно автобуса. В результате многие объекты оказались смазанными, а вертикальные столбы и стволы деревьев – наклонёнными по ходу движения… Зато какой эффект скорости! Словно снимаешь из кокпита болида «формулы 1».
Потом пришло очевидное решение. Окно автобуса было освобождено от кокетливой занавески, поле зрения увеличилось, и появилась возможность снимать «с проводкой». То есть для уверенной съёмки смарт (он удерживался в вытянутой руке) ловил объект и перемещался за ним примерно с той же скоростью, с какой автобус проносился мимо египетской экзотики. В этот момент нажималась центральная кнопка джойстика. И снимок получался восхитительно резким.
Не думаю, что так же комфортно было бы работать автофокусным камерофоном. Именно фиксфокусный объектив (и не только он, конечно) обуславливает высокую скорость съёмки. Автобус, повторяю, шёл со скоростью намного больше 100 километров в час. И при этом мы успевали снимать – уже между Каиром и Александрией — и банановые плантации, и причудливые голубятни, и дома фермеров, выполненные в колониальном стиле (фильм «Всадник без головы» помните? Так вот это очень похоже)...
И прибыли мы в Каир. Проехали Мертвый город – беспорядочное нагромождение многоэтажных бедняцких домиков, возведённых прямо на могилах предков. Приблизились к центру… Каир третий по величине город мира. В нём проживает около 20 миллионов человек (точных цифр не знает никто). И в этом грандиозном городе нет службы уборки улиц и вывоза мусора. Никакой. Вообще.
Все улицы Каира замусорены до крайней степени. В воздухе стоит сладковатый запах разложения. Дома чудовищно грязные – от цоколя, до макушки. Фешенебельные строения отличаются от бедняцких лачуг только формой, но грязны они абсолютно одинаково. Грязны музеи. Грязны правительственные здания. Грязны посольства. Грязны даже президентские апартаменты.
Немногочисленные парки Каира напоминают подмосковные мусорные полигоны... Впрочем, наши свалки будут почище.
Ещё в Хургаде гид по имени Шамил (наш соотечественник, дагестанец) сказал, что, увидев Каир, мы поймём этот народ. И мы, кажется, поняли.
Грандиозная, величественная, претенциозная помойка. Самая большая мусорная свалка в мире. Мусор лежит кучами – прямо на улицах, в переулках, перед фасадами магазинов и ресторанов. Он лениво колышется на поверхности вод Нила. Он сопровождает вас повсюду. Выглянешь в окно гостиницы (в которой мы ночевали в Каире), и открывается роскошный вид на горы бытовых отходов...
А ещё в Каире нет бродячих собак и кошек. В Александрии есть, в Хургаде, пусть и немного, есть, а в Каире – нет. С собаками всё понятно, они для мусульман так же нечисты, как свиньи (кстати, во время нашего путешествия нам очень не хватало свинины, вернулись домой, соорудили по вот такенному бутерброду со шпиком и во славу аллаха с большим удовольствием употребили). Около пирамид, в Гизе, видели беременную сучку. Такая несчастная. В глазах неизбывная тоска… Но кошки-то священны не только для древних коптов (коренное население Древнего Египта, которое частично уцелело до сих пор, и нация эта пользуется здесь большим уважением – несмотря на её христианское верование), но и для мусульман! Поинтересовались у гида. И услышали в ответ, что египтяне народ приветливый, добрый, но той сердечности в отношении к животным, какая есть у нас, у них не наблюдается. И кошку бездомную никто не возьмёт к себе. И не накормит. И даже не погладит. Мы приуныли...
А в Александрии кошек было миллион! И все такие жирненькие, доверчивые, очень милые. Мы устали их гладить. Хотя, конечно, сдерживались (боялись заразить их какой-нибудь гадостью, вроде склонности к лёгкому пьянству).
Гиза (грязная до крайности), пирамиды (чистенькие, излучающие невыразимую ауру древности и даже какие-то… искусственные), похожий на гигантского боевого кота сфинкс… Всё это было. Был и шок от Александрии. Чистый, умытый, божественно красивый город. Какой мусор, что вы! Там даже урны на улицах есть. А ступеньки новой Александрийской библиотеки (вот оно, восьмое чудо света!) моют шампунем и натирают щёткой...
Вернёмся к смартфону. В полной мере его преимущества проявились в Каирском музее, где выставлены саркофаги и скульптуры, найденные в пирамиде Тутанхомона и возвращённые Египту после многолетнего отсутствия.
Нас привезли в этот музей ещё до посещения Гизы. Предложили взять с собой фотоаппараты и видеокамеры. Дали время порезвиться во дворе музея. А потом всю технику отобрали и отправили в специальную камеру хранения. Внутри музея снимать нельзя. На входе даже проверяли металлодетектором – чтобы никто не пронёс с собой съёмочную технику.
Спрашиваю: «А телефон?». Оказалось, телефон можно. Это же не фотоаппарат… Наивные египетские юноши! Я отснял изнутри весь музей – всё, к чему смог пробиться сквозь толпу любопытствующих экскурсантов. И только у золотой маски Тутанхомона меня тормознул «компетентный» дяденька в гражданском. Мол, извини, нельзя. Возражать я не стал...
Описание наших впечатлений несколько подзатянулось. Что не успели рассказать, расскажем в статье о мобильном интернете в Египте (и наоборот, что не успели рассказать там, ищите в этом… произведении).
Что в итоге? Необыкновенное, неожиданное открытие. Смартфон – это фотоаппарат! Отличная мобильная камера, а не какая-то там игрушка. Причём, неавтофокусная модель в нашем случае оказалась полезней и практичней. Но разрешение сенсора при этом должно быть не меньше 2 мегапикселей. И оптика, оптика… У Nokia N70 достаточно большой и светлый объектив. Так что при выборе машинки можно ориентироваться на него.
По возвращению домой было принято принципиальное решение – старый Panasonic отправляется на пенсию, а ему на смену приходит цифромыльница Canon. Дешёвая и совсем несложная. Почему? Потому что таскаться по миру с килограммовой зеркалкой себе дороже. А у ультракомпактов нет оптического видоискателя – контрольный дисплей же, каким бы он ярким ни был, под египетским солнцем неразличим.
Смарту достались наша благодарность и даже нежность. Друг, настоящий друг. Умный, верный, безотказный.
Коли надумаете поехать в дальние края, не забудьте про свой смартфон. Ему нужна только карточка памяти приличного объёма и зарядное устройство. И он вас не подведёт...
И напоследок – обещанные фотографии. Никакой обработке они не подвергались, представлены, как есть. Хотя, ясно, что некоторая корректировка в «Фотошопе» явно не помешает. (Чтобы увидеть фотографию оригинального разрешения, кликните по картинке.)
Наш славный египетский отель – первый взгляд
Мечеть в Хургаде
Молельный дворик той же мечети
Православный коптский храм в Хургаде
А скамейки в этом храме — как у католиков...
Тётенька цапля :)
Красное море… Ух!
И всё утопает в цветах. В начале марта...
Каир. Мёртвый город
В Каире нет светофоров и каких-либо дорожных правил. А дамы за рулём — есть!
Торговец овощами. Из окна автобуса
Каирский музей
Каирский музей – снимать запрещено
Каирский музей – гробницы
Каирский музей – так растёт папирус
Пирамида Хеопса и лодка фараонов
Александрия – дворец короля Фаруха
Александрия – древнеримский Одеон
Александрия – Цитадель или то, что осталось от Фаросского маяка
Александрия – вид от знаменитой библиотеки
Прощание с Нилом – вид из окна автобуса
Хургада – последние прогулки
Хургада – отель по соседству
Хургада – автомобиль под скульптурой неистового Че. Сам Че для съёмки оказался слишком ужасен
Для сравнения и… памяти почившего фотоаппарата Panasonic. Александрийская мурлыка. Поглажена нами трижды
Автор: Николай Надеждин